Кто займет нишу IKEA

Любой, кто сможет соответствовать ожиданиям потребителя, формировавшимся за десятилетия

Покупатели российского мебельного бизнеса IKEA столкнутся со сложностями, связанными с изменившейся структурой рынка и новой логистикой. Что более важно – они будут вынуждены соответствовать сложившимся за многие годы потребительским предпочтениям либо самостоятельно формировать новые.

На днях IKEA анонсировала распродажу товаров, оставшихся на складах, после заявления компании об уходе с российского рынка. Дата распродажи неоднократно переносилась, что заставило переживать миллионы поклонников марки, привыкших за 22 года к скандинавскому минималистскому дизайну, а также возможности приобретать недорогую мебель и предметы домашнего обихода в комфортной атмосфере.

За годы работы в России IKEA внесла большой вклад в формирование местного мебельного рынка, заняв на нем долю в 20%. Ее корпоративная система управления глобальной цепочкой создания стоимости, ориентированной на потребности покупателя и при этом позволяющей самостоятельно контролировать наиболее важные и прибыльные операции, является объектом изучения специалистов по менеджменту и маркетингу и примером для многих других международных компаний.

Сегодня с IKEA работает около 1600 независимых поставщиков из разных стран мира, включая Китай, Индию и Польшу. В России компания размещала заказы как для внутреннего рынка, так и для своей международной сети примерно у 20 фабрик. Уровень локализации производимой продукции составлял почти 50%. Некоторые поставщики упрекали компанию в том, что она фактически лишала их прибыли, оставляя существенную ее часть себе.

Объявлению о распродаже товаров предшествовало заявление IKEA о закрытии двух закупочных и логистических офисов, а также продаже собственных фабрик. При этом она не стала продавать 14 торговых центров МЕГА, несмотря на негативные для такого бизнеса прогнозы относительно существенного увеличения доли вакантных коммерческих площадей. Именно к производственной части компании – четырем заводам в Московской, Ленинградской, Кировской и Новгородской областях прикован основной интерес потенциальных российских покупателей, включая АФК «Система», сеть гипермаркетов Hoff и компанию «Аскона».

Государство в лице Федеральной антимонопольной службы уже заявило, что пока не видит ограничений для продажи российских активов IKEA.

Возникает вопрос, почему IKEA продает именно фабрики, оставляя у себя МЕГА-моллы.

Появившись в России, компания стала частью растущего и перспективного рынка, который позволил ей получить существенную прибыль. Себестоимость в России тогда была невысокая, поэтому заказы на производство размещались именно здесь. Однако мебель – это дорогостоящая логистика и сложный ассортимент.

Сейчас российский мебельный рынок будет переформатирован. Магазины IKEA, скорее всего, поменяют профиль своей деятельности. Фабрики, имеющие опыт работы с компанией, будут вынуждены радикально изменить свою стратегию, ведь таких крупных монозаказчиков больше не будет. Цепочки поставок трансформируются. Потребители, безусловно, будут ожидать того же ассортимента мебели и товаров для дома, а также удобства и позитивных эмоций при их покупке. Именно на это стоит обратить внимание потенциальным покупателям мебельного бизнеса IKEA.

Владимир Шаповалов — декан факультета международного бизнеса МГИМО, Наталия Конина — завкафедрой менеджмента, маркетинга и ВЭД МГИМО