Есть ли защита от патентных троллей

Распространенная в США практика приживается и в России

19 июля Суд по интеллектуальным правам начнет рассмотрение кассационной жалобы швейцарской компании Sqwin SA на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда. Фактически это означает, что в громком патентном споре между Sqwin SA и южнокорейским Samsung рано ставить точку.

Для отраслевых игроков и экспертов судебный кейс «Sqwin SA против Samsung» без преувеличения стал эталонным примером того, как никому не известный патентный тролль может неожиданно поставить под вопрос многомиллионный бизнес гиганта индустрии. Ведь даже далекие от проблематики интеллектуальной собственности люди наверняка слышали о беспрецедентном решении, вынесенном в прошлом году московским арбитражным судом, – о запрете в России продажи всей современной линейки смартфонов Samsung, а также о запрете использования сервиса Samsung Pay, технология которого якобы нарушала патент, принадлежащий Sqwin SA.

Уже в апелляционной инстанции скандальный запрет был отменен, а впоследствии и сам патент, ставший поводом для иска, аннулирован Роспатентом в связи с нарушениями, допущенными при его регистрации. Тем не менее дело до сих пор не закрыто, а сейчас вышло на новый уровень – перешло на рассмотрение Суда по интеллектуальным правам.

В технологически развитых странах патентный троллинг давно стал массовым явлением, в то время как в России атакам чаще подвергались популярные товарные знаки. Поэтому описанный кейс в том числе является индикатором серьезного роста роли наукоемких отраслей в отечественной экономике. А значит, все большему количеству компаний нужно быть готовыми к тому, что они столкнутся с претензиями патентных троллей.

Такое столкновение представляет существенную угрозу для стартапов, у которых нет большого бюджета на квалифицированную и долгосрочную юридическую защиту. В зоне риска также находятся и производители высокотехнологичного оборудования, ведь только в одной модели смартфона или иного сложного устройства используется от нескольких сотен до десятков тысяч запатентованных технологий.

Патентный троллинг может существенно затормозить развитие инноваций и основанных на них производственных предприятий во многих отраслях – финтехе, IТ, телекоме, фармацевтике, автомобилестроении. А в сегодняшнем мире темпы развития являются ключевым фактором успеха на уровне как отдельного предприятия, так и национальных экономик. Пока ты топчешься на месте, конкуренты вырываются вперед с аналогичными решениями, занимая весь рынок.

Достоверной статистики по проблематике патентного троллинга в России нет. Поэтому приведу некоторые цифры по США. По данным на 2019 г., за 88% патентных исков в США были ответственны так называемые непрактикующие компании (non-practicing entities, NPE), т. е. фактически патентные тролли. При этом около 87% патентов, принадлежащих NPE, переходят к ним от реально действующих компаний – как правило, в результате банкротства стартапов или в случае прекращения необходимости в патенте. Только меньшую часть патентов NPE приобретают у индивидуальных изобретателей или научных институций.

Среди международных патентных троллей существуют игроки разного масштаба, от небольших структур до крупных компаний с оборотами в сотни миллионов долларов. Так, компания IP Nav, по данным на 2013 г., собрала не менее $700 млн по искам о нарушении своих патентов. Ирландская компания Arigna ]Technology буквально в настоящее время атакует в судах США десятки крупных автоконцернов, а также производителей компьютеров и мобильных телефонов.

Что добросовестные игроки рынка могут противопоставить троллям? Например, компания Cloudflare, специализирующаяся на интернет-безопасности, столкнувшись в 2017 г. с исками от патентного тролля Blackbird Technologies, выбрала стратегию проактивной борьбы. Более того, развернула ее против своих оппонентов не только в судах, но и в информационном пространстве. Компания даже объявила награду тем, кто сможет найти способ сделать недействительными патенты, которыми владела Blackbird. В 2019 г. Cloudflare одержала судебную победу во всех инстанциях.

К слову, компания Samsung в уже упоминавшемся кейсе выбрала исключительно юридический путь разрешения дела – она не только выиграла у Sqwin SA арбитражный спор в апелляционной инстанции, но и успешно обжаловала регистрацию спорного патента, добившись его аннулирования. На этом примере мы видим, что успешно противостоять патентным троллям в России возможно.

Но далеко не все готовы к долгим судебным разбирательствам. По мнению Пола Грюэла, юриста криптобиржи Coinbase, которая в 2019 г. подверглась атаке со стороны непрактикующей компании Anuwave LLC, бизнес-модель патентных троллей в США основана на том, что до 90% компаний-жертв, получив претензии, предпочитают заключить мировое соглашение. В этом случае они выплачивают от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов троллю, чтобы избежать гигантских судебных издержек. В США юридическая защита от тролля в среднем будет стоить не меньше $3–5 млн. В свою очередь, патентные тролли, как правило, несут несопоставимо меньшие юридические и судебные затраты, поэтому у них больше ресурса для игры вдолгую. Тем не менее Coinbase также предпочла не идти на переговоры с троллем, несмотря на высокие судебные издержки, и в 2022 г. добилась победы.

Еще один вариант реагирования рыночных игроков на угрозу со стороны патентных троллей – объединение усилий. В США, в частности, существует специализированная ассоциация по противодействию патентному троллингу – LOT Network, в которую входит более 2000 участников, в том числе такие корпорации, как Nissan, Tesla, Google, Amazon и другие высокотехнологичные компании, относящиеся к категории BigTech. Любая из компаний – членов ассоциации в случае попадания какого-либо из ее патентов в руки патентных троллей обязана сделать этот патент открытым (т. е. бесплатным) для всех членов ассоциации. Тем самым LOT Network делает бессмысленной охоту троллей за «бесхозными» патентами и технологиями.

Конечно, далеко не все рецепты, которые опробованы в США, будут эффективны в России – в силу разницы законодательства, устоявшихся бизнес-практик и т. д. Но очевидно, что общий принцип – выступать единым фронтом против троллей – наверняка актуален и у нас. И крупные отечественные IТ-игроки могли бы дать импульс процессу объединения, подав пример и протянув руку помощи другим участникам рынка.