Рекордная жара – наша новая реальность

Горячий африканский воздух будет заходить в Европу все чаще

Метеорологи, которые ведут наблюдения в Европе уже более 300 лет, таких высоких температурных значений еще не видели. Волны жары становятся все более частыми в разных частях света. В мае, например, жара побила месячные рекорды в Индии, в конце весны суточные рекорды отмечались на юге России, а в середине июня – на юго-западе США. Сказывается два эффекта глобального потепления. Один из них – прямой, обусловленный ростом концентрации парниковых газов, которые задерживают тепловое излучение Земли и таким образом греют планету. Другой – косвенный, он обусловлен изменением циркуляции атмосферы, формированием застойных жарких «омутов» в общем воздушном течении.

Наиболее подвержены учащению жарких периодов тропические и субтропические регионы. Протуберанцы жаркого воздуха от субтропических антициклонов иногда долетают и до умеренных широт. Например, в прошлом году на востоке Канады заток такого жаркого воздуха, усиленный локальными эффектами горных долин, поднял температуру до +50 градусов. В 2022 г. досталось Европе. Горячий африканский воздух заходил в Европу и раньше, но из-за глобального потепления он стал еще более жарким. При этом общее смещение субтропических антициклонов к полюсу делает дорогу из центра жары до европейских столиц более короткой. Таким образом температура в Лондоне поднялась до рекордных +40 градусов.

Еще один штрих к этой картине – ослабление западного переноса умеренных широт. Того самого, который приносит в Европу относительно мягкую погоду из Атлантики. Сила этого переноса зависит от перепада температуры между экватором и полюсом. Сейчас полюс теплеет быстрее, чем экватор, в итоге перепад уменьшается, ослабляется скорость переноса, и мощная воздушная река начинает петлять. В таких петлях и формируются аномальные режимы – теплые и холодные, которые соседствуют друг с другом. Например, в этом году, пока в Европе было аномально жарко, на европейской территории России стояла достаточно холодная погода.

Лето 2022 г. вряд ли можно назвать исключительным. Метеорологи и климатологи вполне уверены, что участившиеся волны тепла – это прямое следствие происходящих изменений климата. Население пока не относится к этому серьезно в силу психологических аспектов восприятия глобальных рисков. Тем не менее люди замечают все более частные волны тепла. Всемирная метеорологическая организация уже поднимает вопрос о том, стоит ли волнам тепла давать имена наподобие тропических циклонов или очень сильных атлантических штормов, как, например, ураган «Катрина» или шторм «Лотар». Пока решение не принято, но скорее из-за методологических вопросов.

В субтропических областях расположены основные пустыни планеты, здесь всегда было жарко, а теперь станет еще жарче. Но если на жизнь в пустыне люди особо и не претендовали, то по окраинам субтропических областей они расселились вполне охотно. Это и Средиземноморский регион, и Ближний Восток, и Калифорния, и большая часть Австралии. В этих регионах волны тепла станут все более частыми гостями. Дело в том, что в связи с изменением климата меняется глобальная циркуляция атмосферы: субтропические антициклоны немного смещаются в сторону полюсов. А значит, в соседних с ними регионах климат становится все жарче и все засушливее, учащаются лесные пожары. Стоит вспомнить сильные пожары в Австралии на стыке 2019–2020 гг., в Португалии в 2017 г. и в Калифорнии в 2018 и 2021 гг. И даже если сами пожары возникают в подавляющем большинстве случаев по вине человека, сухая и жаркая погода способствует их быстрому распространению. Сильные засухи ведут к неурожаю, голоду и другим проблемам.

В Индии и Пакистане волны тепла могут становиться интенсивнее из-за перестройки муссонной циркуляции. Обычно летний муссон (когда воздух начинает дуть с океана на сушу) начинается здесь в мае, но если он чуть задержится, то палящее солнце легко поднимает температуру воздуха выше +45 градусов. Поверхность в этом случае и вовсе раскаляется до +50 градусов. В последние годы показатели растут: воздух может нагреваться до +50 градусов, а поверхность – до +60 градусов, как было этой весной.

Согласно прогнозам, муссонная циркуляция в Индии и Пакистане становится более рваной: может начинаться то сильно позже, то сильно раньше. В годы с опаздывающим муссоном (если он стартует в июне) жара будет усиливаться за счет усиления парникового эффекта, так что волны тепла здесь будут все более интенсивными. А в соседней Индонезии, например, согласно недавним исследованиям ученых, волны могут стать слабее. Это произойдет, если будет соблюден сценарий устойчивого развития, т. е. удержание глобального потепления в пределах 2 градусов, что заложено в Парижском соглашении. Тогда в регионе станет больше дождливых дней, а дожди и мощные облака будут препятствовать прогреву воздуха. Хотя при более высоких уровнях потепления осадки, наоборот, могут стать реже, и тогда волны тепла здесь будут чаще.

По прогнозам климатологов, в случае роста глобальной температуры еще на 0,5 градуса волны тепла станут чаще на треть. Рост глобальной температуры на 1 градус по сравнению с сегодняшним значением удвоит количество волн тепла, а рост на 3 градуса увеличит их в 4 раза.

Особенно тяжело волны жары будут переноситься в крупных городах: здесь к температуре окружающей среды еще и сам город добавляет 1–2 градуса – это так называемый эффект острова тепла. Чуть снизить температуру помогут зеленые насаждения и водные объекты. Чтобы организм не перегревался, в городе должны быть оборудованы холодные павильоны. Кондиционеры станут обязательным атрибутом больниц и общественного транспорта, как и большинства частных домов. Обязательным элементом адаптации к климату также должно стать просвещение населения. Люди должны знать, что можно и чего нельзя делать в жару, сколько проводить времени на открытом воздухе, сколько пить жидкости и т. д. Все это поможет отчасти сгладить эффект жары.

Чтобы в ближайшие десятилетия жара не стала совсем невыносимой, необходимо снижать воздействие человека и его деятельности на климат. Чем больше мы сожжем ископаемого топлива, тем сильнее будут волны тепла – ученые это видят совершенно четко как по данным наблюдений, так и по данным моделирования. А значит, не допустить формирования катастрофических тепловых волн можно лишь переходом на низкоуглеродный путь развития, включающий в себя переход на новые виды энергии, повышение энергоэффективности, разработку и внедрение методов извлечения углерода из атмосферы.