Платформы – новый двигатель занятости и импортозамещения

На данный момент доля платформенной экономики в структуре ВВП уже превышает 1,5%

По степени негативного эффекта санкционное давление последних месяцев можно сравнить с экономическим кризисом, развившимся вследствие пандемии, – замедляются все процессы, которые способствовали развитию экономики, растет уровень безработицы, а предпринимательская активность в целом ряде секторов снижается. Банк России прогнозирует падение уровня ВВП на 6%.

При этом, согласно исследованию РГСУ, платформенная экономика и ее возможности по обеспечению занятости населения могут помочь смягчить падение уровня ВВП с 6 до 5,4%.

Уже сейчас число платформенных работников, по оценке ЦСР, составляет от 2 млн до 5 млн человек (это примерно от 3 до 6% экономически активного населения). За последние несколько лет в России появились крупные платформенные компании в самых разных сферах, при этом значительная часть развивается по экосистемной модели, т. е. в них входят сразу несколько платформ, – Ozon, Wildberries, «Яндекс», VK, «Авито» и др. В итоге уже в ближайший год платформами может быть создано около 850 000 новых рабочих мест, что может оздоровить ситуацию с их дефицитом.

Согласно прогнозу Всемирного банка, по итогам 2022 г. доля населения в России с доходами ниже установленной границы бедности вырастет до 12,8% (в 2021 г. она составила 11%).

850 000 новых рабочих мест

может быть создано платформами уже в ближайший год

Платформенная экономика в данном случае становится дополнительным стимулом для преодоления системного кризиса, помогая адаптировать находящуюся под давлением экономику страны к текущим реалиям. В условиях санкционного давления присущая платформам гибкость может стать дополнительным фактором для сдерживания падения экономики и социального недовольства.

Главная ценность платформ в том, что они помогают замещать и создавать новые рабочие места для тех, кто потерял работу из-за ухода иностранных компаний из России, да и в целом по причине кризиса. Это важно, ведь, по последним данным ЦСР, на долю иностранного бизнеса в нашей стране приходится 2 млн рабочих мест, а еще 4–6 млн работников так или иначе с этим бизнесом связаны. В данном случае именно платформы становятся действенным решением проблемы: получение доступа к ним не требует большого количества времени и усилий, люди могут оперативно найти источник заработка, пройдя регистрацию на сервисе. В 2020–2021 гг. во время действовавших пандемийных ограничений стало видно, что те, кто потерял место работы, прибегали к помощи платформ, устраиваясь исполнителями в курьерские службы или в такси.

Сейчас платформенные компании стимулируют рост занятости не только в сферах, в которых востребованы работники низкой квалификации. Платформами чаще всего становятся IT-компании, а именно они и создают рабочие места для специалистов в высокооплачиваемых сегментах. Например, уже существуют решения для работы с помощью таких платформ в IT-секторе или онлайн-образовании.

Большой плюс платформенной занятости – отсутствие забюрократизированности процессов и искусственных барьеров для получения людьми быстрого и надежного источника дохода. К тому же частные компании более гибкие, чем государственные, ведь они способны быстрее реагировать на изменения – а это ключевой аспект в нынешних условиях, позволяющий платформам становиться дополнительным драйвером роста для экономики.

Потенциал платформенной экономики может и должен быть использован как стимул для экономического и инновационного развития. Благодаря мультипликативному эффекту платформы могут внести довольно ощутимый вклад в развитие российской экономики как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. На данный момент доля платформенной экономики в структуре ВВП уже превышает 1,5%.

Платформы могут помочь не только в части борьбы с безработицей: скорее всего, именно платформы в сочетании с частной логистически-закупочной деятельностью станут ключевым инструментом насыщения нашего рынка импортными товарами – от luxury до бытовой химии.