Как военные США проникли в Таджикистан

Приглашение Душанбе американской армии в Припамирье связано с Афганистаном

Учения Regional Cooperation («Региональное сотрудничество») в Таджикистане, в которых участвуют военнослужащие из США, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана, вызвали вопросы: что делают американцы в стране – члене Организации Договора о коллективной безопасности?

Приглашение Душанбе американских военных в Припамирье связано с Афганистаном. Нельзя забывать, что Таджикистан – единственная страна региона (да, пожалуй, и мира), официально считающая афганский «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) своим врагом.

Национальное самоопределение

Таджики составляют четверть населения Афганистана и десятилетиями отстаивают свои права на автономию и достойное представительство во власти. При этом в Афганистане действуют многочисленные эмигранты-исламисты, бежавшие из Таджикистана после поражения в гражданской войне 1992–1997 гг. и сотрудничающие как с талибами, так и с еще более радикальными группировками – ИГ и «Аль-Каидой» (обе запрещены в РФ). Буквально на днях стало известно, что в северных районах Афганистана сформировано «Движение талибов Таджикистана» («Техрик-е Талибан Таджикистан»). Оно состоит в основном из граждан Таджикистана и имеет целью свержение светского режима в Душанбе. В горных районах самого Таджикистана, где шли основные бои гражданской войны, сохраняются симпатии части населения к исламским радикалам и спящие исламистские ячейки. Кроме того, в последние месяцы рост напряженности в Горно-Бадахшанской автономной области несколько раз приводил к вооруженным столкновениям, что увеличивает опасность вмешательства «таджикских талибов».

Многолетний лидер афганских таджиков Ахмад Шах Масуд, убитый то ли талибами, то ли «Аль-Каидой» в 2001 г., – национальный герой Таджикистана, а его сын Ахмад Масуд, руководитель антиталибского Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА), – союзник Душанбе. В последние месяцы повстанческие действия ФНСА в Панджшере и других населенных таджиками районах Афганистана значительно усилились. Это может означать, что повстанцы получают оружие и боеприпасы из-за границы, а другого источника помощи, кроме Таджикистана, у них быть не может.

Душанбе нужны деньги

Опираться на помощь России в противостоянии талибам Душанбе затруднительно: у Москвы крайне запутанные отношения с «Талибаном». Хотя движение запрещено в России, его представители официально бывали в Москве и посещали Санкт-Петербургский экономический форум. Поэтому Таджикистан не очень рассчитывает на помощь своего традиционного союзника. Как не рассчитывает и на Китай: Пекин тесно сотрудничает с Пакистаном, упорно пытающимся приручить афганских талибов и превратить Афганистан в союзное государство.

Сложную игру вокруг Афганистана ведет и Иран – еще один союзник Таджикистана: иранские власти хотели бы сотрудничать с «Талибаном» на основе общей вражды с США и Западом. Поэтому у Таджикистана нет другого варианта, кроме как обратиться к США.

Для того чтобы помогать антиталибским силам в Афганистане, Душанбе нужны деньги, пусть и небольшие (отряды ФНСА используют в основном старые «Калашниковы» и гранатометы РПГ), но для бедного Таджикистана любая помощь Ахмаду Масуду и его людям – большая проблема. Которую можно решить с помощью американцев.

Тихая гавань для террористов

После катастрофического вывода американских войск из Афганистана американцы, скорее всего, хотели бы забыть об этой стране как о страшном сне. Бедный ресурсами и далекий от демократии Таджикистан американцам сам по себе не слишком интересен. Зато военное присутствие в граничащей с Афганистаном, к тому же враждебной «Талибану» стране очень интересно. Потому что, если крылатая смерть однажды прилетела в Нью-Йорк из Афганистана, она может прилететь еще раз, если там у власти будут те же люди, что привечали «Аль-Каиду» в 2001 г. А год назад к власти в Кабуле вернулись именно те, кто двумя десятилетиями раньше укрывал бен Ладена и его террористов. «Новые» талибы, как известно, обещали выгнать из Афганистана всех иностранных боевиков, а против местного ИГ («Вилаят Хорасан») они даже предпринимали какие-то военные действия, о результатах которых, впрочем, ничего не известно. Однако западные разведки не могли бы не заметить массового исхода иностранных боевиков из Афганистана – ведь это много тысяч человек. Но никакого исхода иностранцев не было, что означает лишь одно: террористы из других стран спокойно живут в Афганистане и никто их оттуда не гонит.

В изгнание иностранных террористов из Афганистана никто не поверил потому, что «Талибан» обещал многое, но не исполнил ровным счетом ничего. Не появилось инклюзивного правительства, не соблюдаются права женщин, национальных и религиозных меньшинств, не сокращается производство и экспорт наркотиков. Почему американцы должны были поверить в изгнание иностранных террористов, если все остальные обещания не выполнены? Плюс коллективное членство в «Талибане» так называемой «Сети Хаккани» – автономной организации крайне радикального толка, тесно сотрудничавшей (или сотрудничающей?) с «Аль-Каидой» и ИГ.

Подозрения относительно сотрудничества «Талибана» с иностранными боевиками подтвердились несколько месяцев назад, когда американские разведчики обнаружили в Кабуле лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. Несмотря на заверения лидеров «Талибана» о прекращении контактов с международными террористами, наследник бен Ладена, лично планировавший теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, спокойно жил в фешенебельном районе афганской столицы. 2 августа американская ракета уничтожила террориста. В заверения талибов о том, что они, мол, не знали, что аз-Завахири живет в Кабуле, разумеется, никто не поверил – в соседнем доме живет глава МВД Афганистана, лидер «Сети Хаккани» Сираджуддин Хаккани. Представитель правительства талибов Забихулла Муджахид показал истинное отношение к «Аль-Каиде» (и к соглашению с США о несотрудничестве с международными террористами), «решительно осудив» удар по аз-Завахири и назвав произошедшее «нарушением международных принципов». Укрывательство террориста номер один он, по-видимому, не считает нарушением международных принципов.

Американцы не задержатся в Таджикистане

Чтобы следить за происходящим в Афганистане, американской разведке необходимы опорные пункты. Они есть у ЦРУ в Пакистане, однако сотрудничество американцев с пакистанскими коллегами из Межведомственной разведки (ISI) крайне затруднено тем, что ISI – создатель и куратор «Талибана». Поэтому американцы и заинтересованы в сотрудничестве с Таджикистаном.

Опасаться, что в результате совместных военных учений Таджикистан переместится в орбиту США, не стоит. Хотя эта орбита (зоны, объявленные сферами жизненных интересов США) весьма велика, Таджикистан расположен слишком далеко от нее. Превратить его в приоритетного союзника американцам не позволят логистика, а также близость Китая, России и Ирана – каждая из этих стран имеет значительные интересы в Таджикистане и не допустит усиления там американского влияния.

Но определенные связи, особенно по военной и разведывательной линиям, две страны наверняка будут поддерживать и дальше. Таджикистан – в расчете на помощь в противостоянии талибам, США – стараясь не упускать из виду деятельность международных террористических организаций, явно не намеренных покидать гостеприимные афганские горы.