Ворота в Южную Америку

Россия должна прийти в Бразилию со своей мягкой силой – и сделать это без промедления

Дипломатические отношения России и Бразилии были установлены 195 лет назад, 3 октября 1828 г. – немногим позже обретения тропическим гигантом его независимости. Политический диалог двух стран развивается в формате стратегического партнерства, соответствующий договор подписан еще в 2005 г. В начале 2023 г. Бразилию вновь возглавил Лула да Силва, тот самый президент, с которым Россия создавала БРИКС. Но несмотря на достаточно тесные политические контакты, на уровне бизнеса и общества Россия и Бразилия по-прежнему очень далеки друг от друга.

Сегодня мы наблюдаем интенсивное развитие деловых и общественных связей России с Китаем, Индией, странами Ближнего Востока, Турцией и – в последнее время – государствами Африки. Но Бразилия будто остается за скобками. Потенциал двусторонних связей реализован только в малой степени.

В 2022 г. торговый оборот между Россией и Бразилией составил рекордные для наших стран $10 млрд, и это примерно 30% всего товарооборота между Россией и Латинской Америкой. Но если вспомнить, что обе страны входят в топ-15 крупнейших экономик мира, это мизерный уровень торговли. Для сравнения: с США и Китаем в прошлом году Бразилия наторговала на $88,7 млрд и $152,8 млрд соответственно.

Бразилия покупает в основном российские удобрения и дизельное топливо, Россия – бразильские мясо и сою. То есть идет обмен товарами с низкой добавленной стоимостью. По оценкам Палаты «Бразилия – Россия» по торговле, промышленности и туризму, потенциал нашей двусторонней торговли составляет как минимум $100 млрд ежегодно. Этот показатель может быть достигнут путем как увеличения объема торговли сырьем, в том числе пшеницей, так и роста в категориях готовых товаров: машинного оборудования, косметической и фармацевтической продукции, продукции легкой промышленности.

Не так высок и уровень студенческого обмена. В России обучается около 800 студентов из Бразилии, а в тех же США – около 14 000. В Бразилии большой популярностью пользуются классический русский балет, литература и искусство. Но двух «Русских домов» Россотрудничества (в Бразилиа и Сан-Паулу) и Школы Большого театра в штате Санта-Катарина совсем недостаточно для удовлетворения этого интереса. Местные балетные школы отправляют учеников в образовательные поездки чаще в Соединенные Штаты, чем в Россию.

А дело тут вот в чем. Несмотря на интерес бразильцев к русской культуре, актуального образа России в Бразилии не сложилось. Мы по-прежнему остаемся друг для друга «полумифическими» государствами. В деловых и общественных кругах Бразилии нас воспринимают как нечто среднее между царской Россией и Советским Союзом времен Второй мировой; далекая и холодная, крайне милитаризованная страна с медведями и балеринами, читающими Достоевского. Причиной этого являются не только 14 000 разделяющих нас километров: здесь и малое внимание к общественной дипломатии, и недостаток литературы и популярной аналитики друг о друге, и масштабный информационный шум в СМИ, очерняющий образ России под влиянием американской публичной дипломатии.

Что же делать? Чтобы наладить деловой и общественный диалог, необходимо усилить компоненту российской мягкой силы – и сделать это без промедления.

Стратегически важной является работа по наращиванию студенческого обмена. И речь не только о количестве мест. Россия зачастую следует практике СССР и в программах студенческого обмена обучает профессиям «для жизни»: это врачи, инженеры, специалисты по изящным искусствам. В то же время США делают упор на подготовку в своих вузах будущих иностранных лидеров – тех, кто в перспективе 15–25 лет займет места в государственных структурах и будет принимать решения, определяющие внешнюю политику стран.

Нужно задуматься об увеличении бюджетов на продвижение отечественной повестки в Бразилии с акцентом на использование современных инструментов маркетинга и PR. Речь идет о финансировании консульско-дипломатического корпуса, информационной работе на месте: нужно проводить приемы, открывать культурные центры, нанимать специалистов для работы с социальными сетями, прессой и местным сообществом.

Большое значение имеют развитие культурных программ, работа с лидерами общественного мнения в деловом, развлекательном и туристическом секторах. Недавно министерства культуры России и Бразилии объявили о планах подписания Меморандума о взаимопонимании, а также Соглашения о совместном кинопроизводстве. Процесс идет, но его необходимо ускорять.

Не вызывает сомнений и необходимость запуска прямых авиарейсов Москва – Сан-Паулу или Москва – Рио-де-Жанейро. Без прямого сообщения, особенно в нынешних условиях, развитие бизнес-контактов будет крайне затруднительно. Для сравнения: только на Кубу прямые рейсы по маршруту Москва – Варадеро осуществляются четыре дня в неделю. И только за январь – июнь 2023 г., по информации Ассоциации туроператоров, зарегистрировано более 67 600 прибытий на Кубу из нашей страны.

Средняя стоимость прямого перелета из Москвы на Кубу составляет 125 000 руб., тогда как перелет с 1–2 пересадками в Рио-де-Жанейро стоит в среднем 250 000 руб. В сентябре посол Бразилии в Москве Родриго де Лима Баэна Соарес заявлял о взаимной заинтересованности в установлении прямого авиасообщения, но все же обсуждение этого вопроса находится пока на ранней стадии.

Очевидна зависимость экономических связей и проблем «осведомленности», имиджа, мягкой силы – без четкого представления друг о друге все призывы к расширению бизнес-контактов будут обречены. А в современной международно-политической обстановке, на которую накладываются «зима» в мировой торговле и поиск стимулов для роста национальных экономик, Россия и Латинская Америка нужны друг другу как никогда. Происходят трансформация мирового порядка, перераспределение сил. Активизировалась конкуренция за приоритетное сотрудничество со странами Глобального Юга. Россия – участник этой конкуренции. Бразилия же остается не только ключевым партнером России в регионе по стратегическим вопросам мировой политики, но и, учитывая вес этого тропического гиганта в региональной политике и экономике, воротами в Южную Америку в целом.