Тема недели: Новая почта

«Почта России» стала прибыльной, несмотря на отмену дотаций и пробуксовку важных для ее реформы законов

«Почта России» стала прибыльной, несмотря на кризис: на этой неделе предприятие отчиталось за прошлый год и сообщило об 1,2 млрд руб. чистой прибыли. В последний раз предприятие видело прибыль в 2005 г. То есть бумажную чистую прибыль почта получала регулярно, но в нее включались государственные дотации. В прошлом году эти дотации отменили, но отчетность почтового оператора это не испортило.

Прошло два года, с тех пор как сменилось прежнее руководство почты. Его застал врасплох рост популярности интернет-торговли и вызванный им вал международных отправлений: на таможне скопилось огромное количество посылок, которые «Почта России» не успевала сортировать и развозить. Шутки про медлительность почтовой доставки тогда достигли апогея. Они не иссякают до сих пор, однако больше таких инцидентов на почте не возникало – при том что количество международных посылок в 2014 г. выросло на 40%. Количество же жалоб на работу оператора за год, наоборот, сократилось на треть, подсчитала «Почта России».

Сложно сказать, как обстояли бы дела у почты, если бы она получила возможность провести полноценную реорганизацию. Пока это по-прежнему ФГУП, он не может распоряжаться имуществом – например, продать не слишком нужные здания в центре Москвы и построить на эти деньги центры сортировки. Кроме того, почта по-прежнему не может заниматься банковской деятельностью. Необходимые для всего этого законы застряли в Думе и Минкомсвязи, а их обсуждение в профильном комитете обычно сводится к призывам не допустить приватизацию почты – хотя акционирование не имеет никакого отношения к приватизации.

Возможно, дело в том, что руководство «Почты России» говорит с чиновниками и депутатами на каком-то непонятном для них языке. Вот и сейчас, когда все госкомпании дружно просят государство помочь им деньгами, почта, по словам ее гендиректора Дмитрия Страшнова, просить денег не собирается. А идущих не в ногу у нас традиционно не любят.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»