Украина ищет мобильную точку опоры

Над российскими компаниями связи, работающими на Украине, повис дамоклов меч закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»

Над российскими компаниями связи, работающими на Украине, повис дамоклов меч закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». По нему, их лицензии можно аннулировать, если доказано, что решающее влияние на их работу оказывает акционер из страны, проводящей военную агрессию против Украины. Украина таким государством считает Россию, российские власти уверяют, что это не так.

В самой жесткой трактовке закона для отзыва лицензии достаточно выписки из реестра акционеров. В самой мягкой – лицензия отзывается, если доказано, что эти самые акционеры каким-то образом создают условия для применения военной силы против Украины. Мне на ум приходит только гипотетическая ситуация, когда оператор, например, делится геолокационной информацией о передвижении войск.

На украинском рынке сотовой связи российские компании сейчас играют основную роль. «МТС Украина» на 100% принадлежит российской МТС (с недавних пор – через европейские «дочки»). «Киевстар» – холдингу Vimpelcom Ltd., крупнейшим акционером которого является российская «Альфа-групп». И даже «Астелит», работающий под брендом «life:)», не лишен российского влияния: в начале июля, выкупив долю украинского бизнесмена Рината Ахметова, 100% этого оператора консолидировала турецкая Turkcell, за контрольный пакет которой ведет борьбу та же «Альфа» (хотя пока и проигрывает).

Стратегическое значение связи понимают и на Украине, и в России. Не зря в прошлом году разгорелся скандал из-за подключения российских спецслужб к сети МТС в Крыму. Оператора тогда тоже грозили лишить лицензии, но обошлось. Во многом из тех же соображений Россия вытеснила украинских операторов из Крыма – ведь до этого все мобильные разговоры на полуострове, в том числе российских абонентов, приехавших в Крым (неважно, отдохнуть или с важной секретной миссией), шли через коммутаторы на территории Украины. Из той же серии, видимо, и желание сепаратистов в Донецке и Луганске создать собственного мобильного оператора. По словам военных корреспондентов, во время столкновений на востоке Украины командиры с обеих сторон требуют отключать мобильные телефоны, опасаясь пеленга.

Расплывчатые формулировки закона оставляют простор для маневра, позволяющего извлечь выгоду как для государства, так и (если возникнет желание) для собственного кармана. Очевидно, впрочем, что принимался этот закон не для того, чтобы его применять, а чтобы удлинить рычаг воздействия на Россию, а значит, мы вряд ли увидим изгнание «дочек» российских операторов с Украины. И это к лучшему.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»