Кто проконтролирует Vimpelcom

На этой неделе норвежская Telenor заявила о желании продать свой пакет в операторе

На этой неделе второй крупнейший акционер Vimpelcom Ltd. – норвежская Telenor заявила о желании продать свой пакет в операторе. Это 33% обыкновенных акций и 14,8% привилегированных (голосующие и те, и эти).

Компания утверждает, что потенциальных покупателей пока не нашла, а просто приняла стратегическое решение о выходе из сложного и малополезного для нее актива. Аналитики тут же предположили, что покупателем мог бы выступить владелец самого большого пакета в Vimpelcom – LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Михаила Кузьмичева. Но источники «Ведомостей» среди акционеров Vimpelcom дали понять: Фридман и его партнеры довольны имеющимся пакетом (56,2% в обыкновенных акциях и 47,9% в голосах) и покупать у Telenor ничего не собираются. Это понятно: LetterOne фактически управляет всеми процессами в операторе.

Другим покупателем пакета, по мнению экспертов, мог бы выступить крупный финансовый инвестор. С таким LetterOne будет комфортнее, чем со стратегом, резонно отмечают аналитики: история показала, что двум стратегическим инвесторам в Vimpelcom тесно и такое соседство ведет к бесконечным корпоративным конфликтам. Но с точки зрения инвестора эта затея выглядит наверняка сомнительно: пакет в 33% слишком большой, компания с основным рынком в России, к тому же замешана в коррупционном скандале.

Еще один возможный вариант – SPO. Но сейчас, когда рыночная цена бумаг крайне невелика, насколько это нужно самой Telenor? Ведь, проводя частную сделку, можно выручить больше.

Покупателем вообще-то мог бы выступить сам Vimpelcom, тем более что свободные деньги на такую покупку у компании есть: рыночная цена пакета Telenor сейчас $2,4 млрд – на счетах оператора по итогам II квартала было около $4,22 млрд. За примером далеко ходить не надо: когда Altimo Фридмана выходила из «Мегафона», ее пакет частично достался структурам Алишера Усманова, а частично – самому «Мегафону». Такая схема исключает появление нежелательных инвесторов для LetterOne. В то же время чуть позже – когда акция вырастет в цене – Vimpelcom мог бы использовать ее в сделках или провести размещение.

Самое любопытное – судьба привилегированных акций. Если Telenor не удастся продать их до апреля, то бумаги сгорят – таков устав Vimpelcom. Норвежцы могли бы конвертировать эти акции в обыкновенные, но не видят смысла. В случае погашения экономическая и голосующая доля Telenor сравняются. То же произойдет и с бумагами LetterOne, и тогда она формально будет контролирующим акционером Vimpelcom Ltd. А в этом случае ей придется выставлять оферту другим владельцам бумаг, включая и саму Telenor. Но источник «Ведомостей», близкий к акционерам Vimpelcom, настаивает, что этого не произойдет. Может, LetterOne найдет способ не выставлять оферту, продав часть своего пакета, может, найдет юридическое обоснование для отказа. А может, Telenor найдет покупателя раньше, чем сгорят акции. В любом случае не приходится сомневаться: оставаясь де-юре неконтролирующим владельцем Vimpelcom, компания Фридмана и его партнеров найдет способ руководить им де-факто – как это было во все предыдущие годы.

Автор – заместитель редактора отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»