Защита – это прослушка

В России дискуссия о мессенджерах ведется в высоких кабинетах, и общество узнает только о принятых решениях.

Для европейского общества вопрос о регулировании интернет-мессенджеров встал в связи с парижскими терактами; это часть более широкой общественной дискуссии о возможной перебалансировке допустимой свободы – и безопасности. В России дискуссия если и ведется, то глубоко под коврами в высоких кабинетах, и общество узнает только о принятых в том или ином виде решениях.

Вот и сейчас, кулуарно подготовив законопроект, чиновники ставят общество перед фактом. «Очевидно, что с ростом проникновения интернета и подобных средств общения возникает необходимость в базовом государственном регулировании», – сообщает министр связи Николай Никифоров (цитата по «Интерфаксу») и ссылается на то, что информационные технологии используются в том числе для «противоправных действий». Задачи блокировки мессенджеров не ставится, успокаивает он. В переводе на русский: мы вам мессенджеры не запретим, если у нас будет возможность их читать.

Желание избавиться от того чувства беззащитности, которое мы все испытываем, узнавая об очередном теракте, понятно и простительно. Именно такую реакцию и рассчитывают спровоцировать террористы. Но вот желание спецслужб воспользоваться такой нашей реакцией, чтобы выбить себе дополнительные полномочия, отвратительно.

Ссылка на недостаток полномочий – обычная для спецслужб попытка оправдать свой провал. Террористы связывались друг с другом через Telegram, и если бы мы имели к нему доступ, то смогли бы предотвратить теракт, говорят они нам, и мы очень хотим им верить, чтобы обрести наконец надежду на безопасность. Только стоит ли верить? Технический прогресс не ограничивается мессенджерами, а, пожертвовав правом на тайну переписки, мы очень скоро откажемся и от других прав.

Поимка террористов наверняка сильно упростилась бы, получи спецслужбы доступ к камерам наших смартфонов или ноутбуков. А если бы еще и геолокационная информация со смартфонов передавалась в спецслужбы – насколько проще было бы отследить террориста!

Вот только террористы, зная, что мессенджеры прослушиваются, найдут другие способы связи. А мы, проснувшись однажды, можем обнаружить, что наш смартфон стал «телеэкраном», а на стене соседнего дома прочтем, что «война – это мир, свобода – это рабство, а незнание – сила».

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»