Онлайн во имя будущего музеев

Режим удаленной работы побуждает задуматься о главных вопросах

Две недели как Третьяковская галерея закрыта для посещения. А 17 марта мы поставили на стоп все образовательные и публичные программы, отменили экскурсии и прекратили выдачу аудиогидов. Не дожидаясь приказа, поскольку в понедельник, 16 марта, вышло распоряжение мэра Москвы Сергея Собянина, что все публичные собрания не должны превышать 50 человек, а наша аудитория, несмотря на существенное уменьшение в первые две недели марта, все равно была весьма значительной. Да и мы все прекрасно понимали, что дело идет к закрытию музеев, благо что состояли в постоянной переписке с коллегами в Европе и США и каждый день получали личные сообщения от директоров крупнейших музеев мира, что их музеи один за другим закрываются и переходят на работу онлайн. 

Нам предстояло научиться жить по-новому буквально во всем. И первым вопросом были люди, наши сотрудники. Часть была немедленно отправлена в отпуска и на работу на удаленном доступе, в особенности те, кому за 65, а таких в российских музеях много. Те, кто работал с посетителями – контролеры, администраторы, часть музейных смотрителей, экскурсоводы, – были отправлены во временный простой с сохранением 2/3 оклада. Принципиальной заботой в эти дни стало обеспечение сохранности наших коллекций, а это служба безопасности и все, кто связан с организацией бесперебойной работы всей инженерии, систем кондиционирования – проще сказать, с каждодневным функционированием всех наших многочисленных зданий. И конечно, Росгвардия осталась на своих постах, как это было в период обычной работы музея в выходные дни – для нас это понедельники.

Существование в удаленном доступе заставило обрести новые навыки работы онлайн, которые, вне всякого сомнения, пригодятся и в дальнейшем, когда мы вернемся к нормальной работе музея. Ни для кого не секрет, что у нас у всех, при выстроенной иерархии, страдают горизонтальные связи. Для того чтобы компенсировать это, мы проводим длинные совещания с большим количеством участников и зачастую все равно не слышим друг друга. Онлайн-конференции, пришедшие на смену живым совещаниям, как ни странно, дисциплинируют, заставляют внимательно слушать и не перебивать друг друга. Вообще, возможность работать из дома, выстраивать свой собственный график, а в случае руководителей, и в моем в частности, не тратить время на бесконечное подписывание бумаг побуждает задуматься о главных вопросах, далеких от бешеного ритма и суетности наших повседневных действий. И это касается не только нас здесь, в России. Например, мы сейчас очень интенсивно работаем над проектом реконструкции нашего здания на Крымском Валу, в режиме онлайн общаясь с нашими разработчиками, архитектурным бюро ОМА – АМО во главе с великим голландским архитектором Рэмом Колхасом, находясь почти в ежедневном контакте и часами обсуждая детали проекта. И думается, что если бы все продолжали жить и работать в прежнем режиме, то ни он, ни мы не смогли бы настолько глубоко и творчески погрузиться в принципиальнейшие вопросы, которые определят будущее нашего здания и новый тип постоянных экспозиций и временных выставок, которые мы совместно разрабатываем.

Да и у научных сотрудников, методистов, специалистов по образовательным программам появилось время для каких-то важных размышлений, сопоставлений, исследований и разработок, которые раньше планировались, но откладывались на потом. Я очень надеюсь, что мы выйдем из этого периода вынужденного пребывания дома гораздо более мудрыми и сосредоточенными на принципиальных вопросах по сравнению с нами теми, прежними.

Еще раз хочу повторить – мы учимся сегодня жить в новых, необычных и беспрецедентных условиях. И вопреки всему делать так, чтобы закрытый для публики музей продолжал оставаться доступным и открытым. Мы прекрасно понимали и понимаем, что эмоциональные и эстетические впечатления от диалога с художественным произведением невозможно заменить на общение с этим же оригиналом онлайн и что нам предстоит выработать какие-то новые форматы, отличные от предшествующих программ. Первые 10 дней в стенах закрытого для зрителей музея шла напряженнейшая работа над съемкой материала для онлайна. С соблюдением всех возможных мер предосторожности, включая маски и латексные перчатки для всех участников съемок, кроме протагонистов. Мы пытались найти очень личную интонацию в рассказе о шедеврах Третьяковки, и я невероятно признательна моим коллегам, которые приятно удивили меня какой-то свежестью и доверительностью взгляда и интерпретации всем знакомых произведений. Первый такой опыт еще на прошлой неделе выложен на YouTube, и я очень рада, что это рассказ о главной русской картине – о «Явлении Христа народу» великого Александра Иванова. С этой же картины мы начинали съемки фильма, который будет показан на платформе Оkkо, фильма-разговора об 11 полотнах в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, который ведем мы с Сергеем Шнуровым. Именно с ним мы три года назад записали потрясающий и не утративший и сегодня актуальности короткий ролик о «Черном квадрате» Казимира Малевича. До сих пор считаю его самым лучшим и лаконичным введением в суть этого принципиальнейшего для всего искусства ХХ в. произведения. Фильм, снимавшийся в последние дни перед введением всеобщего режима самоизоляции – мы просто вскочили в последний вагон уходящего поезда, – стал для меня лично настоящим испытанием. Очень хотелось сохранить непосредственность реакции и спонтанность высказывания, которые бы буквально переносили зрителя в пространство наших залов и ставили лицом к лицу с главными произведениями русского искусства XIX столетия, с произведениями, которые в том числе предвосхищали век двадцатый. С нетерпением жду окончания монтажа фильма и появления его онлайн, там будет звучать не только наш разговор о картинах, но и стихи и музыка, жду и очень надеюсь на силу воздействия и суггестивность этого формата. И спасибо всей съемочной группе и в особенности невероятно харизматичному Сергею Шнурову, это было страшно интересно.

По тому, что мы сейчас видим, – наши онлайн-программы востребованы, люди заходят в первую очередь на образовательный портал «Лаврус», это тоже новый для нас формат, который мы запустили в декабре прошлого года, в какой-то степени еще в пилотном варианте. Мы прекрасно понимаем, что сегодняшняя ситуация, которая может продлиться достаточно долго, вводит огромное количество людей в состояние стресса, когда все благодушные планы типа «займусь самообразованием», «сделаю все то, что можно сделать из дома и что откладывалось из-за текучки» наталкиваются на спонтанное нежелание что бы то ни было делать, вызванное ощущением неизвестности и невозможностью планировать свои действия даже на ближайшие дни. Мы надеемся, что та целительная функция искусства, о которой мы так много говорили в предшествующие годы и интуитивное понимание которой привлекало в наши залы миллионы людей – и первые два месяца этого года не исключение, – побудит множество людей, уже привыкших с завидной регулярностью приходить к нам и в другие музеи, продолжить общение с великим искусством уже на наших онлайн-платформах. До тех пор, пока мы вновь не откроемся и наш потенциал, который в течение определенного времени – мы сейчас не понимаем какого – будет сжат как упругая пружина, распрямится и выстрелит с невиданной до этого силой. Используя слово «наш» я говорю не только о Третьяковке, так любимой многими и, как никогда раньше, любимой мною, – я имею в виду весь музейный мир во всем мире.

Мы победим!