Мнения / Аналитика / Аттестат зрелости
Статья опубликована в № 3826 от 07.05.2015 под заголовком: Аттестат зрелости: Язык жестов

Нужен ли русским детям английский язык

За 30 постсоветских лет уровень преподавания языка почти не изменился
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Андрей Панов

По уровню знаний английского языка Россия находится на 36-м месте в мире, прочел я на днях во всезнающей френд-ленте Facebook. Рейтинг был довольно дурацкий – Сингапур по знанию английского стоял намного ниже Польши, что ни в каком виде не соответствует моему личному опыту. Даже если считать, что в Сингапуре говорят на Singlish.

Каким бы странным ни был этот рейтинг, в отношении России суть он передает верно. На иностранных языках тут говорят не очень. Даже удивительно читать о пушкинских временах, когда якобы любой дворянин говорил по-французски лучше, чем по-русски. Видимо, соотношение зарплаты французской гувернантки и состояния русских, которых заботит образование собственных детей, за пару сотен лет изменилось не в нашу пользу.

Одна из главных проблем в обучении языку – школьные и университетские учителя. Мало есть сфер в нашей жизни, где прогресс за последние 30 лет настолько незначителен. В Советском Союзе система обучения была устроена достаточно просто: были специализированные школы с углубленным изучением иностранного языка, которые за счет количества часов позволяли школьникам достигать достаточно высокого уровня. И были все остальные. Можно сколько угодно шутить про «лет ми спик фром май харт», но разница в уровне знаний между выпускниками спецшкол и обычных школ была существенной. Государству хватало для своих утилитарных нужд выпускников спецшкол, а остальным язык вроде как особо и не нужен. Знаешь английский – хорошо, решил выучить эсперанто – тоже неплохо, но факультативно.

С развалом СССР знание английского перестало быть профессией, приносящей хоть какие-либо серьезные дивиденды, сопоставимые с советскими, а язык стал востребован гораздо шире. Россия стала частью глобального мира – от поп-культуры и компьютерных игр до Google и поездок за границу.

Но хороших школьных учителей английского не стало больше. Да и откуда? Учитель иностранного языка – товар гораздо более уникальный, чем, например, учитель математики для начальных и средних классов. Пристойный учитель математики должен любить детей, быть талантливым педагогом и знать школьную программу, включая старшие классы. На самом деле ему даже не обязательно учиться математике в университете. Учитель английского должен свободно говорить на двух языках – т. е. он должен либо прожить в другой стране, либо долго и упорно осваивать язык далеко за пределами школы.

Даже если посмотреть на самые престижные московские школы или университеты, ничего хорошего с точки зрения преподавателей английского там до сих пор нет. Английский – важный предмет, но все-таки не самый важный, а значит, и получают они меньше, чем остальные преподаватели (и не принципиально, за счет чего – дорогих репетиторских уроков или надбавок за научные публикации). А ведь учителя и преподаватели и так не самые оплачиваемые профессионалы. В результате замкнутый круг, из которого не видно выхода. Вашему ребенку в школе может попасться хороший учитель, но вероятность этого – как в рулетке.

Разве что Министерство образования решит привлечь дешевую иностранную рабочую силу, но это скорее из области научной фантастики. Или вы заплатите частному преподавателю сами – столько, сколько школа платить не готова.

Автор – независимый обозреватель

Читать ещё
Preloader more