Нужно укреплять горизонтальные связи между людьми, а не организациями

Борьба гражданского общества с системой за сохранение НКО заведомо проигрышна
Для обывателя уже не важно, войдут ли в итоге организации из патриотического стоп-листа в список нежелательных, составленный генпрокурором. Название прозвучало – этого достаточно

Совет Федерации огласил свой «патриотический стоп-лист» – список организаций, которые, по мнению сенаторов, должны быть признаны нежелательными, как представляющие угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности страны и безопасности государства. В список попало 12 иностранных неправительственных организаций, среди которых Фонд Сороса, Freedom House, фонды Макартуров и Чарльза Стюарта Мотта, Всемирный конгресс украинцев и «Крымская полевая миссия по правам человека», которая вообще не является зарегистрированной организацией, а просто объединяет нескольких правозащитников, озабоченных ситуацией с правами человека в Крыму.

Никаких полномочий признавать организацию нежелательной у Совета Федерации нет – по закону это прерогатива генерального прокурора и его заместителей, по согласованию с МИДом. Главу комитета СФ по международным делам Константина Косачева это не смущает: Совет Федерации, говорит он, «обладает правом давать политические оценки».

Автор списка, как это обычно бывает с доносами, анонимный. Косачев сообщил, что «это коллективный труд, который создавался при участии гражданского общества». Валентина Матвиенко считает, что это инициатива с мест: «К нам поступает много обращений от регионов, которые озабочены тем, что на их территории работают те или иные НКО, получают средства из-за рубежа, но при этом ведут политическую деятельность, и это не может не беспокоить».

Цели у нынешнего списка примерно те же, что и у предыдущего – «НКО – иностранных агентов»: вовлечь представителей гражданского общества в выматывающее и обреченное на неудачу доказывание судам, что их деятельность законна и полезна. И что еще важнее, подать сигнал потенциальным партнерам: имейте в виду, вы сотрудничаете с неблагонадежными.

«Политическая оценка» со стороны неуполномоченного органа отлично служит этой цели. Для обывателя уже не важно, войдут ли в итоге организации из «патриотического стоп-листа» в список нежелательных, составленный генпрокурором. Название прозвучало – этого достаточно. Не прозвучало? Так предупредили же, что список будет пополняться: наверное, включат в следующий раз.

Показательно, что обнародование «патриотического стоп-листа» совпало с объявлением о ликвидации фонда Дмитрия Зимина «Династия», который с 2001 г. на российские деньги занимался поддержкой российской фундаментальной науки и образования и теперь не пожелал работать под вывеской «иностранного агента». О своей возможной скорой ликвидации заявил и Комитет против пыток, также объявленный иностранным агентом и отказавшийся это принять. Свою работу сотрудники комитета намерены продолжить в качестве команды юристов, как это несколькими месяцами раньше сделал петербургский адвокат Иван Павлов: он приостановил деятельность «Фонда свободы информации» и возглавил группу единомышленников «Команда 29» с теми же целями и задачами.

Энергию, которая сегодня тратится на заведомо проигрышную борьбу гражданского общества с системой за сохранение своих организаций, возможно, было бы эффективнее потратить на разработку новой системы отношений внутри третьего сектора. И главной задачей этой новой системы было бы сохранение и укрепление горизонтальных связей между людьми, а не организациями.

Автор – журналист