Мнения / Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 3906 от 31.08.2015 под заголовком: Правила игры: Как собрать деньги с граждан

Почему политика торговых барьеров привлекательна

Проигрывают миллионы пассивных потребителей, выигрывают единицы политически активных производителей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Константин Сонин

Казалось бы, у «импортозамещения» нет шансов на политическое выживание. О каком бы рынке ни шла речь, последствия ограничений импорта однозначны – в результате потребители получают меньшее количество продукта худшего качества и платят за это более высокую цену. Идет ли речь о чем-то простом – сыре или вине – или о чем-то сложном – лекарствах или программном обеспечении, последствия всегда одинаковы: потребитель платит больше за меньшее количество продукта. Конечно, кто-то выигрывает от барьеров для импорта – владельцы фирм, с продукцией которых конкурировал до запрета импорт. Но поскольку потребителей (тех, кто теряет) гораздо больше, чем владельцев фирм-производителей (тех, кто выигрывает), то импортозамещение не должно выглядеть политически привлекательным. Однако торговые барьеры воздвигались во все времена – значит, есть структурные причины для того, чтобы эта политика казалась привлекательной. В чем, действительно, дело?

Все дело в том, что, хотя потребителей миллионы, каждый теряет от барьера на импорт совсем мало. Например, если килограмм сыра стал стоить не 200, а 220 руб., то потери одной семьи составят в год всего 300–400 руб. – ничтожная сумма даже для самых бедных граждан. А выигрыш производителя, избавленного от конкуренции, составит миллионы рублей. Конечно, суммарно экономика проиграет – потери потребителей, умноженные на их количество, окажутся больше, чем суммарный выигрыш производителей (почему именно больше, а не столько же, объяснить на пальцах непросто: все дело в том, что в отсутствие конкуренции можно поднять цену, не увеличивая выпуск настолько, чтобы импорт полностью заместился; вот эта невыпущенная – ради того чтобы выпущенная продавалась подороже – продукция и будет безвозвратными потерями). Но тот факт, что каждый потребитель (из миллионов) теряет чуть-чуть, а владелец фирмы выигрывает очень много, дает мизерному меньшинству шанс на проталкивание выгодной ему политики.

Самый очевидный пример: когда министр сельского хозяйства Александр Ткачев, семья которого контролирует крупный агрохолдинг, агитирует за импортозамещение, он увеличивает прибыль этого агрохолдинга. Этот пример как будто из учебника (честно говоря, я не знаю, чем это объяснить – разве что полной дисфункцией правительства в последние три года), но более мелкие, не такие яркие примеры можно увидеть на газетных страницах просто каждый день. То здесь то там предлагается очередное ограничение импорта – и сразу видно, чей конкретный интерес стоит за этим предложением и кто будет собирать деньги с граждан.

Что с этим можно сделать? В нынешней ситуации, похоже, ничего не получится. Однако если понимать, что такое импортозамещение на самом деле – миллионы потребителей отдают дополнительные деньги за тот же товар нескольким десяткам и без того богатых людей, – может появиться желание что-нибудь сделать. В конце концов, теряющих от «импортозамещения» – миллионы.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»

IgorKrutov
05:39 31.08.2015
Гибель России в том, что Сонин и Медведев с Путиным и министрами просто не понимают, что такое импорто замещение. Это не делать пармезан в гадюкино и ВАЗ, а делать Тойоту Короллу в Петербурге. В шушарах, вместо импорта из турции. В гадюкино можно растить свинину. Сонин забыл про рабочие места "пострадавших" Россиян. Снижение потребности в валюте, а значит и курса и "пострадавшие" россияне смогут поехать в Прованс...... **** Даже сейчас в ю.Кореи со всеми налогами цена импортные машины возрастает на 46%,х. а было 100%. **** Сегодня же в Ведомостях пошлина на импорт машин в ЕС до 20%. Президент Газ говорил в шоке по ВТО на импорт газели некст в ЕС 22%. на импорт в Россию Бежо Бокстер 10%. Кио пострадал от 90 лет советской власти? ***** Компания BMW решила перенести производство мотоциклов в Таиланд с целью обойти огромные таможенные налоги, которые порой достигают 60%. ***** Практически все что движется (автомобили, поезда…) изготовлено и собрано в Тайланде. Король установил очень высокие таможенные пошлины на импортные автомобили не для того, чтобы защитить свою автомобильную промышленность, которой не было, а чтобы вынудить импортные компании открыть производство в Тайланде. Что в скором времени и произошло. Причем из-за национальных особенностей тайцев (они никуда не торопятся) качество тайской сборки не уступает качеству японской. Если по технологии положено поставить какую-то пусть крошечную деталь или сделать какую-либо операцию – тайц это сделает! Причем тайское подразделение Тойоты, кроме обычных, выпускает в Тайланде специальные модели, которые делают только здесь, или модели со специальным тайским дизайном. Для меня, например, было откровением производство автобусов фирмой БМВ. Особенно приколол дизайн автобуса, на котором мы ездили, – с такой же решеткой радиатора как на легковушках БМВ.
05
Комментировать
Читать ещё
Preloader more