Какой футбол нам нужен

При выросшем качестве зрелища и резко выросших ценах билетов на футбол ходят совсем другие люди
Спартак оказался чуть ли не единственной командой, серьезно увеличившей посещаемость матчей в год, когда в российском чемпионате в целом и у большинства команд она падала

Читая экономические новости или комментарии, легко поверить, что большая часть экономической жизни связана с деятельностью правительства. На самом деле это совсем не так – самое важное происходит на совсем другом, гораздо более низком уровне. Просто происходящее на этом уровне зачастую не так заметно – даже если речь идет о каком-то типовом, повторяющемся (и, значит, важном) явлении. Например, быстрый экономический рост в начале 2000-х – это не только высокие цены на нефть и ответственная макроэкономическая политика, но и усилия миллионов предпринимателей и работников. Но каждый отдельный шаг – созданная фирма, открытый филиал или даже просто новая услуга – слишком мал, чтобы его комментировать.

Однако это нужно делать – тем более когда что-то хорошее тонет в потоке негативных новостей со всех экономических фронтов. В этот раз хорошую новость я вижу в том, что посещаемость матчей московского «Спартака», футбольной команды, играющей в российской премьер-лиге, значительно выросла. Это новость хорошая не только для поклонников этой команды, но и для всех, кто верит в зрительский потенциал российского футбола и, если позволить высокие слова, в будущее российского среднего класса.

В прошлом году посещаемость в среднем составила 25 000 зрителей – существенно больше других команд премьер-лиги. Но дело не в сравнении с другими командами – совсем немногие обладают таким историческим брендом и такой группой поклонников, как московский «Спартак». Этот показатель намного выше того, что было в предыдущие сезоны (в том числе в более удачные) у того же «Спартака». Более того, «Спартак» оказался чуть ли не единственной командой, серьезно увеличившей посещаемость матчей в год, когда в российском чемпионате в целом и у большинства команд она падала. К тому же высокая посещаемость «Открытие арены» одновременно высокого качества – чуть ли не половина мест заполняется обладателями сезонных абонементов.

Поклонники футбола со стажем в 30 лет, как я, помнят происходившее на британских стадионах в 1980-е – присутствие агрессивных групп болельщиков из самой нижней социальной страты если и не приводило к трагедиям (как в финале Кубка чемпионов в 1985-м), то заметно снижало желание среднего класса ходить на футбол. И дело не в том, что сейчас, через 30 лет, те же люди стали гораздо цивилизованнее, – отчасти дело в том, что при выросшем качестве зрелища и резко выросших ценах на футбол ходят совсем другие люди. Пока я не видел ни одного серьезного социологического исследования меняющейся структуры посетителей матчей «Спартака», «Зенита», «Краснодара» – клубов, уделяющих большое внимание увеличению числа зрителей на трибунах, но вот так, на глаз, кажется, что происходит нечто хорошее. И само по себе, и в качестве свидетельства того, как велик потенциал улучшений в других городах – особенно там, где через три года пройдут матчи чемпионата мира.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ Высшая школа экономики