Как научиться не мусорить

Потребитель должен чувствовать, что за брошенную бутылку придется заплатить
Наш потребитель должен почувствовать прямую связь между бутылкой, брошенной им на берегу озера, и рублем, изымаемым из его кармана в местную казну

На одном из популярных пограничных пунктов между Россией и Финляндией линия, где кончается одна страна и начинается другая, очень четко заметна. Между двумя зданиями паспортного контроля находится свободное пространство протяженностью метров двести с редкими зданиями магазинов duty free и пунктов возврата уплаченных налогов. Ровно посередине этого пространства усеянные мусором газоны российской стороны резко сменяются чистыми газонами финской. Контраст поразителен. Еще более он заметен, если съезжаешь с шоссе в лес. Такое впечатление, что на нашей стороне границы к нему относятся как к депозитарию мусора – пластик, бутылки, брошенная одежда, бумага и т. д.

По данным исследований, проведенных финским Университетом Оулу, сбор, сортировка и переработка мусора, произведенного домохозяйствами, в пересчете на тонну оказывается в 2–10 раз дороже, чем переработка мусора, произведенного в любом другом секторе экономики. Иными словами, если мы и начнем когда-нибудь регулярно чистить наши леса, то это окажется очень дорогостоящим занятием. Проще и дешевле предотвращать загрязнение, чем бороться с его последствиями.

Есть два основных подхода к решению этой проблемы. С одной стороны, можно стимулировать производство всевозможных упаковок продуктов и т. п. из материалов, которые в естественной среде распадаются достаточно быстро, например за год, а не за 200 лет. Таким образом оказывается давление на производителя. Однако, с другой стороны, существенной компонентой политики по борьбе с загрязнением окружающей среды является использование экономических инструментов, направленных на изменение мотивации и принципов поведения потребителя. Это достигается с помощью всевозможных налогов, обязательных регулярных общественных работ по уборке территорий от мусора и т. п. Например, в Англии с октября этого года для всех большего числа супермаркетов вводят обязательное правило продавать пластиковые пакеты по 5 пенсов, а не распространять их бесплатно, как было ранее. В других частях Великобритании, где правило уже было введено, это привело к снижению использования пластиковых пакетов потребителями на 70–80%.

В то время как дискуссия о переходе на технологии производства современной саморазлагающейся упаковки в России ведется, разговоров о давлении на потребителя пока не слышно. Неплохо было бы, например, ввести локальные муниципальные налоги на каждого жителя региона, поступления от которых направлять на очистку лесов. При этом пересматривать налоговую ставку, скажем, раз в два года по оценке независимыми агентствами уровня загрязнения окружающей среды бытовым мусором. Или ввести общественные работы – как в той же Финляндии. Так или иначе, наш потребитель должен почувствовать прямую связь между бутылкой, брошенной им на берегу озера, и рублем, изымаемым из его кармана в местную казну.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге