Безопасность против свобод

Чрезвычайные полномочия власти окостеневают, и их забывают отменить
Так и получается, что, будучи раз принятыми в чрезвычайных обстоятельствах, антитеррористические меры сохраняются на долгие годы

Французский парламент разрешил продлить чрезвычайное положение в стране на три месяца: за эту меру проголосовали ошеломительные 99% депутатов Национального собрания, присутствовавших в зале. Президент Франсуа Олланд хочет развить успех: внести поправки в конституцию, активизировать войну в Сирии, увеличить бюджет на безопасность. В России тем временем готовится совместное заседание двух палат парламента. Эта встреча может привести к увеличению расходов на безопасность и войну и к новым ограничительным законам.

Если в этот раз будет, как прежде, то парламенты двух стран хотя бы отчасти променяют свободу и/или благополучие граждан на исключительные меры безопасности. А затем и они, и их избиратели признают, что совершили ошибку.

Так бывает каждый раз. После захвата школы в Беслане в России отменили выборы губернаторов. Тогда 44% респондентов (против 42%) поддерживали эту меру, почти треть жителей страны верила даже, что это каким-то образом поможет борьбе с терроризмом. Десять лет спустя, когда выборность губернаторов вернули, только 21% (против 63%, все данные – «Левада-центра») все еще верил, что назначенные чиновники работают лучше.

В 2002 г. в США только 11% людей, выдавших Джорджу Бушу-младшему карт-бланш на борьбу с терроризмом, считали, что его администрация, разменивая свободы сограждан на их безопасность, «заходит слишком далеко». Через четыре года таких было больше 40%. Когда начиналась война в Ираке, меньше 30% американцев считали ее ошибкой, в последние годы таких – устойчивое большинство (все данные – Gallup).

Дело тут не в том, конечно, что безответственные граждане не знают, чего хотят. Или не только в том. Законодательные ограничения видятся депутатам и избирателям временными мерами, призванными помочь военным и спецслужбам отвести немедленную угрозу. Но затем чрезвычайные полномочия власти окостеневают, и их забывают отменить.

В России, где политическая власть не менялась, выборность губернаторов вернулась только тогда, когда потеряла практический смысл. В США Джорджа Буша сменил его беспощадный критик, обещавший вывести войска из Ирака и Афганистана и выполнивший обещание, – но и он не смог найти в себе силы отказаться от внесудебных арестов подозреваемых в терроризме, массовых прослушек и других завоеваний предшественника.

Оказалось, что гражданские свободы – абстрактная штука, не слишком влияющая на выборы, а неприятные бородатые люди, задержанные в сомнительных обстоятельствах в странных местах, – вот они. Страшно их отпускать. Так и получается, что, будучи раз принятыми в чрезвычайных обстоятельствах, «антитеррористические меры» сохраняются на долгие годы.

На долгие годы остаются и последствия поспешных решений: в иракской войне погибли сотни тысяч человек, большинство из них не участвовали в боевых действиях. В результате той войны обширные территории Сирии и Ирака управляются террористами.

Пока невозможно сказать, станет ли мир лучше и безопаснее в этот раз. Весь прошлый опыт подсказывает, однако, что за принятые сейчас законы и начатые сейчас войны многим избирателям будет очень стыдно.

Автор – главный редактор Inliberty