Нужно ли выбирать бизнес-школу

Ландшафт международного бизнес-образования меняется
Впервые американских школ в рейтинге оказалось меньше половины – 47 из 100. Происходит это в первую очередь за счет подъема азиатских школ – их в топ-100 уже более 30

Иногда университеты и школы, в которых вы учились, приносят вам приятные сюрпризы. Лично мне подарок в этом году преподнесла INSEAD – бизнес-школа, которую я окончил несколько лет назад: возглавила рейтинг лучших школ мира, опередив Harvard, London Business School, Wharton и Stanford. Поскольку подарок был сделан из рук Financial Times (FT), это вдвойне приятно.

FT запустила свой рейтинг почти 20 лет назад, и с тех пор на его вершину поднимались только пять школ, перечисленные выше. Более того, редко кто из них в последнее время выбывает из пятерки. Однако INSEAD опередила конкурентов впервые, и это не только признание заслуг школы, но и признак меняющегося ландшафта международного бизнес-образования.

В новом рейтинге многое случилось впервые. Впервые победителем оказалась школа с одногодичной программой. Как пишут журналисты FT, причитания профессоров американских школ о том, что за год невозможно выучить все, чему они учат за два, оказались несостоятельными: «Работодатели готовы брать выпускников лучших однолетних программ с не меньшей радостью, чем они берут к себе студентов двухлетних школ». Если сравнивать средние компенсации выпускников топ-школ (через три года после выпуска), то лишь восемь школ преодолели порог в $160 000 – и INSEAD в их числе, уступая Harvard по этому показателю лишь $6000 в год. Причем вся первая пятерка обеспечила рост компенсации по сравнению с «дошкольной» зарплатой ровно в 2 раза.

Еще одним подтверждением успеха INSEAD стал отдельный рэнкинг бизнес-школ по числу выпускников – руководителей 500 крупнейших компаний мира. INSEAD с восемью президентами в этом рейтинге стала второй, пропустив вперед только Harvard. Впрочем, отрыв очень существенный – Harvard окончили 22 президента. На 3–4-м местах – Stanford и Wharton.

Впервые американских школ в рейтинге оказалось меньше половины – 47 из 100. Происходит это в первую очередь за счет подъема азиатских школ – их в топ-100 уже более 30. INSEAD тоже активно участвует в этом тренде, открыв много лет назад кампус в Сингапуре. Причем подавляющее большинство студентов проводят часть времени в обоих кампусах.

Заметно присутствие INSEAD и в России. Несмотря на то что ее известность существенно уступает Harvard или Stanford (в первую очередь за счет того, что французская школа – это отдельная боевая единица, не привязанная ни к какому университету), по количеству выпускников, работающих в России, INSEAD существенно опережает любую американскую школу. Если из США в Россию обычно возвращается 1–2 человека из выпуска, то из INSEAD в последнее десятилетие в Россию приезжало по 10–15 выпускников в год.

Готов ли я однозначно посоветовать тем, кто собирается в ближайшее время ехать в бизнес-школу, выбирать INSEAD? Конечно, готов: вы наверняка не пожалеете. Да и шансы попасть туда из России, если вы не работаете в консалтинге или инвестбанке, существенно выше. Впрочем, гораздо важнее решиться получить MBA за рубежом, чем выбирать конкретную школу из первой десятки.

Автор – независимый аналитик