Мнения / Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4020 от 20.02.2016 под заголовком: Правила игры: Патриотизм и экономика

Патриотизм и экономика

Государственные мужи вспоминают про патриотизм, когда дела идут из рук вон плохо
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Максим Буев

Государственные мужи вспоминают про патриотизм в ситуациях, когда их дела идут из рук вон плохо. Вот, например, «экономический патриотизм» – очень популярный в США термин, значение которого однозначно определить так же сложно, как и общее понятие патриотизма в мирное время. За прошедшие лет тридцать разные американские политики в трудную для себя минуту каждый раз определяли экономический патриотизм по-разному. Естественно – так, как было удобно им для достижения своих, краткосрочных, целей.

Например, во время президентских выборов 1988 г. Майкл Дукакис, проигравший в итоге кандидат-демократ, говорил о том, что экономический патриотизм заключается в политике, формирующей сильный средний класс. Конкретики насчет этой политики было мало, но сигнал был понятен: Дукакис всеми силами боролся за тот электорат, чьи голоса в США решают исход выборов.

На выборах 1996 г. кандидаты, исповедовавшие типично протекционистские взгляды на экономику, противоречащие американской мантре свободного рынка, пытались быть более привлекательными в глазах избирателя, облекая свои идеи в термины экономического патриотизма. На этот раз термин означал «покупай американские продукты» и «защищай рабочие места в Америке, а не за границей». Цель была все та же – завоевание голосов среднего класса.

Призывы к подобному патриотизму населения, однако, были слышны не только во время выборов. Действующие правительства также использовали этот ход, чтобы оправдать ту или иную экономическую политику, от которой по каким-то причинам не хотели отказаться. Например, во времена президента Рейгана патриотично было испытывать чувство гордости за инвестиции в ВПК и экспортные отрасли промышленности, способствующие росту значимости США в мировой экономике. Нужно это было для того, чтобы оправдать идею потенциальных «звездных войн» с СССР и в то же время найти быстрый способ снижения дефицита счета текущих операций.

А пару лет назад министр финансов США Джэк Лью во время сурового бюджетного кризиса пытался провести, выступая в конгрессе, следующую идею. Суть ее заключалась в том, что экономический патриотизм – это препятствие слиянию американской компании с иностранной, если в итоге первая получает возможность платить меньше налогов. Чего только не скажешь, чтобы пополнить бюджет!

Пример США показывает, что игра в «патриотизм» – это удобная ширма, которая позволяет бороться за кресло президента, оставаться у власти, проводить неэффективную политику или пытаться найти легкое, сиюминутное решение сложной проблемы. Каждый раз это способ выдать то, что нужно политикам в их текущей ситуации, за то, что реально нужно стране в более длительной перспективе.

В современной России подъем патриотизма нужен власти для сохранения статус-кво и отказа от серьезных и непопулярных структурных реформ, которые стране необходимы. Нужно настроить население так, что ему сложно будет признавать отсталость страны в экономике, госуправлении и многих других сферах. А нет отсталости – не нужны и реформы.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

Dead Moroze
09:22 20.02.2016
В принципе, есть только одна по-настоящему непопулярная реформа, которую необходимо провести. Это пенсионная реформа с повышением среднего эффективного пенсионного возраста до 60 лет за счёт отмены льготных возрастов выхода на пенсию (за некоторыми исключениями) и выравнивания срока выхода на пенсию у женщин и мужчин. Остальные реформы даже скорее популярны, но очень затруднены по понятным обстоятельствам. Сокращение расходов на оборону и безопасность при пропорциональном увеличении расходов на транспортную инфраструктуру, медицину и образование. Масштабная судебная реформа с обновлением судейского корпуса. Передача части полномочий на уровень регионов с передачей соответствующих налоговых доходов (часть НДС, например). Антимонопольная реформа. И еще много чего, чем никто всё равно не занимается и не собирается заниматься.
130
Комментировать
Читать ещё
Preloader more