Русский бизнес-крест

Неопределенность относительно экономической политики плоха для бизнеса и хороша для силовиков
Политический и экономический курс развития страны диктуется силовиками, для которых порождение обстановки страха и неопределенности как необходимое условие решения проблем – хлеб родной

Согласно данным опросов Росстата и Всемирного банка, проведенных в январе – марте этого года, неопределенность относительно будущей экономической политики в стране является наибольшей проблемой для инвестиций в секторе промышленности. Впервые эта причина называлась отечественным бизнесом в качестве ключевого ограничения на их развитие чаще, чем, например, падение спроса, недостаток финансовых ресурсов или высокий уровень налогов. Более 55% опрошенных руководителей предприятий указали на неопределенность как на решающий фактор.

Эта неопределенность касается именно действий правительства, а не, например, Центрального банка. Последний за прошедшие полтора года, наоборот, укрепил свое реноме как истинно независимого института, каким и должен быть центральный банк. Несмотря на политическое давление в сторону смягчения денежно-кредитной политики, ЦБ жестко придерживается политики таргетирования инфляции, наращивает золотовалютные резервы, предоставляет в необходимом объеме ликвидность банкам и компаниям для выплаты внешних долгов и в то же время занимается чисткой проблемных институтов. Команда экономических и финансовых технократов во главе с Эльвирой Набиуллиной заслужила не только внимание ведущей мировой прессы – в последнем выпуске журнала Economist ей посвящена отдельная статья, – но и однозначное признание профессионалов как финансового рынка, так и международных организаций. Например, Биргит Ханзль, ведущий экономист московского офиса Всемирного банка, считает, что многие центральные банки могли бы поучиться профессионализму, продемонстрированному ЦБ России.

На этом фоне правительству похвастаться особенно нечем. C одной стороны, наверное, это могло бы объясняться тем, что в нем нет таких профессионалов, которые есть в Центральном банке. Если это так, то новости о привлечении технократов Алексея Кудрина и Германа Грефа к разработке, соответственно, масштабной экономической программы для президента и реформы государственного управления существенно изменят ситуацию. Тогда в ней появится больше ясности, больше будет доверия к действиям правительства и со стороны бизнеса. Но, с другой стороны, мне кажется, что истинная причина кроется совсем в ином.

Политический и экономический курс развития страны у нас диктуется силовиками, для которых порождение обстановки страха и неопределенности в среде как необходимое условие решения проблем – хлеб родной и профессиональный навык. Для чего это делается – отдельный вопрос. Однако в экономике это приводит к снижению доверия экономических агентов, темпов роста ВВП и оттоку капитала, когда инвестиции внутри страны кажутся более рискованным делом, чем инвестиции за границей. В такой обстановке, какую бы программу ни написали талантливые технократы, вопрос о ее реализации вне зависимости от влияния силовых ведомств останется открытым. А следовательно, не уйдет и неопределенность, не улучшится бизнес-климат, а недостаток инвестиций не будет восполнен.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге