Как отличить экономиста от юриста

Министерство образования зря унифицирует методику преподавания двух специальностей
От онлайн-лекции по макроэкономике профессора Гарварда или ВШЭ явно больше толку, чем от живой лекции доцента-экономиста урюпинского педа

Сколько России нужно профессиональных экономистов? Очень-очень мало, если под экономистами мы понимаем исследователей, профессоров, макроэкономистов в банках, крупных компаниях и министерствах. Думаю, что если все российские университеты будут выпускать 1000 специалистов такого профиля, то потребность в экономистах будет закрыта.

Сколько России нужно людей, которые понимают базовые правила и законы экономики в широком смысле этого слова? Очень много! Миллионы, возможно десятки миллионов людей. Знать основы экономики полезно и частным предпринимателям, и всем управленцам, и даже торговому представителю производителя шампуней в провинциальном городе.

А кто получает экономическое образование в России? И первые (которых очень мало), и вторые. И это далеко не чисто российская специфика. Если студент решил изучать экономику, то в большинстве случаев он просто хочет пойти работать в фирму, банк или стать предпринимателем. О научной карьере мечтают и могут на нее рассчитывать лишь выпускники считанного числа элитных факультетов топовых университетов.

Сколько России нужно профессиональных юристов? Миллионы. Это и адвокаты, и корпоративные юристы, и чекисты, и милиционеры, и многие чиновники. Этим людям нужно профессиональное юридическое образование (в большинстве случаев это жесткое условие при поступлении на работу). И по идее именно они должны составлять костяк студентов юридических факультетов.

Скольким людям в России нужны базовые знания законов? Всем. Но этот мотив редко будет определяющим при выборе юридического вуза или факультета.

Принципиальная разница между экономистами и юристами и между экономическим и юридическим образованием, к сожалению, не всегда прослеживается в действиях Министерства образования. Создается впечатление, что эти две профессии сейчас постоянно идут в паре и меры к ним всегда обсуждаются идентичные.

Так, на днях министр образования Дмитрий Ливанов предупредил, что бюджетные места по экономическим и юридическим специальностям в 2017 г. будут сокращены на треть и перераспределены на другие профессии. Идея в целом здравая, но почему на треть и там и там?

Еще одна инициатива министерства – потенциальный запрет на заочную форму обучения экономистов и юристов. Тут я вообще отказываюсь понимать логику. Либо мы закрываем вообще все заочные институты, как принципиально вредные и не способные на какое-либо здравое обучение, либо давайте действовать разумно.

Экономические заочные факультеты нужно реформировать и развивать. Для этой категории студентов (не ученых-экономистов) главное – общее развитие. Весь мир пытается внедрить дистанционное образование, и для тех людей, кому экономика нужна как база, это один из возможных путей. От онлайн-лекции по макроэкономике профессора Гарварда или ВШЭ явно больше толку, чем от живой лекции доцента-экономиста «урюпинского педа».

И наоборот, профессиональным юристам важно не только развитие, но и детальные знания, которые, безусловно, закреплять в заочной форме, без общения с однокурсниками и преподавателями, гораздо сложнее.

Автор – независимый обозреватель