Мнения
Бесплатный
Аналитика / Наше «мы»
Статья опубликована в № 4063 от 26.04.2016 под заголовком: Наше «мы»: Чем богаты

Бедных и зажиточных стало поровну

Как россияне воспринимают свое материальное положение
Алексей Левинсон

Социологи предлагают людям несколько формул для описания их материального положения. Ответ с формулировкой «Нам хватает денег на питание и одежду, покупка более дорогих вещей, таких как телевизор или холодильник, вызывает у нас проблемы» выбирает в последние годы половина опрошенных (весной 2014 г. – 57%, нынешней весной – 55%). С точки зрения этого большинства, есть те, кто беднее, чем они. Это заявляющие «Нам хватает денег на питание, но не хватает на одежду» (два года назад их было 12%) и говорящие «Нам не хватает денег даже на питание» (их было 2%). Будем условно именовать эту часть населения «бедные».

Есть другая часть, которая может себе позволить больше, чем «среднее» большинство. Назовем их «зажиточные». Это 26% выбиравших в апреле 2014 г. ответ «Мы можем покупать некоторые дорогие вещи, такие как холодильник или телевизор, но не можем купить автомобиль» и еще 2% говорящих, что у них нет этих материальных ограничений. Динамика тучного десятилетия состояла в том, что «бедных» становилось меньше (они попадали в «средние»), а «зажиточных» больше (туда поднимались из «средних»).

Посмотрим, как в последние два года ощущали свое положение три возрастные группы, которые мы условно назовем «молодежь» – с 18 до 25 лет, далее «активный возраст», а с 55 лет – «пожилые». В апреле 2014 г. в среде молодых было совсем мало (6%) относивших себя к тем, кого мы обозначили как «бедные». Среди людей активного возраста таких было вдвое больше (12%), в старших возрастах – еще вдвое больше (24%). «Зажиточных» было около трети и среди молодых (31%), и среди активного населения (34%). А в старшем возрасте их было вдвое меньше. Таким образом, два года тому назад в молодежной среде преобладание соотношения «зажиточных» над «бедными» было пятикратным, в среде активного населения – трехкратным. Среди старшего возраста, наоборот, «бедных» было в полтора раза больше, чем «зажиточных»: 24 и 15% соответственно.

Положение среди пожилых неблагоприятное, но оно оказалось устойчивым. К нынешнему марту соотношение оставалось почти таким же: 26% «бедных» и 14% «зажиточных». А вот в более молодых возрастах перемены были очень резкими. «Зажиточных» стало ощутимо меньше: в молодежной категории показатель снизился с трети до четверти (с 31 до 25%), в группе активного возраста их стало 29% вместо 34%. Но наиболее сильно ощутили кризис те, кто беднее. «Бедных» стало почти в 2 раза больше среди активного населения (20% вместо 12%) и втрое больше среди молодежи (19% вместо 6%).

Итак, весной 2014 г. у нас во всем населении «бедных» было вдвое меньше, чем «зажиточных» (14 и 28% соответственно). Теперь, весной 2016-го, их поровну (23 и 23%). Часть публики винит в ухудшениях упавшие нефтяные цены, часть – наших чиновников. Доля считающих, что дела в стране «идут в правильном направлении», которая составляла 58% весной 2014 г., снизилась до 51% нынешней весной. Однако доля одобряющих деятельность Владимира Путина на посту президента как была равна 82%, так и осталась равна 82%.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»