Цвет глаз экономиста

От чего зависят рекомендации экономических экспертов
В области экономики российские обстоятельства – уровень экономического развития, неравенство, запас природных ресурсов, климат – таковы, что нам не обойтись без либерализации всех мыслимых рынков

Как известно, в экономике, как в медицине или футболе, разбираются все. Во всяком случае, множество людей считают, что не требуется никакой базовой подготовки для того, чтобы рассуждать о конкретных проблемах. Достаточно, мол, знать факты и обладать здравым смыслом. Это неправда: есть инструментарий, без которого высказывание по экономическим вопросам наверняка окажется бессмысленным. Вот простой пример. Подавляющее большинство тех, кто считают себя компетентным для того, чтобы высказываться на эту тему, считает, что «либерал» (сторонник свободного рынка) и «государственник» (сторонник активного государственного управления экономической жизнью) – это свойства человека, а не характеристика его позиции. Таким образом, взгляд на конкретный вопрос или даже система взглядов оказывается чем-то вроде этнического происхождения или цвета глаз, т. е. чего-то, с чем человек рождается и что не может изменить.

Однако позиция экономиста по вопросам экономической политики – это не цвет глаз. Профессиональный экономист анализирует ситуацию и выдает рекомендации на основе теории, на которую он опирается, и практики, которую знает, и эти рекомендации могут быть разными в разных обстоятельствах. Очень важно, что в какой-то ситуации рекомендации можно пересмотреть. Двадцать пять лет назад экономистам не было известно, окажутся ли приватизированные предприятия более эффективными, чем оставшиеся под государственным управлением. Не было известно, сможет ли развиваться отечественное производство продовольствия в отсутствие тарифной защиты. Не было известно, какую роль будет играть частная инициатива в развитии и применении новых технологий. В 2016 г. экономисты, глядя на результаты «экспериментов», знают, что приватизированные предприятия оказались, хотя и с большой задержкой, более эффективными, что российская пищевая промышленность в 1990-е гг. развивалась так, как не развивалась ни до, ни после, и что именно частные предприятия – от «Кофе хауз» и IКЕА до «Яндекса» и «Билайна» – стали основным каналом инноваций, улучшивших жизнь граждан. Экономист, который 25 лет назад не был убежден на опыте других стран, получил данные, на которых можно основывать новые рекомендации.

Это не значит, что в одной и той же ситуации два экономиста дадут одну и ту же рекомендацию. Точно так же, как два врача с одинаковым образованием могут дать разные рекомендации, глядя на одного и того же больного. Один скажет – нужно резать, другой предложит консервативное лечение (спор о том, как ЦБ должен бороться с инфляцией, очень на это похож). Это не будет означать, что первый врач – «резальщик» и всегда будет рекомендовать операцию, а другой – «консерватор», при всех обстоятельствах отговаривающий от нее. Мнение профессионала зависит от обстоятельств. В области экономики российские обстоятельства – уровень экономического развития, неравенство, запас природных ресурсов, климат – таковы, что нам не обойтись без либерализации всех мыслимых рынков – от товарных до образовательных. Это, конечно, большой разговор. Пока же формулирую тезис: в российских обстоятельствах либерализм экономистов – следствие анализа обстоятельств и проблем, а не свойство их личности.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»