Стратегия несменяемости

Попытка заглянуть за горизонт мотивирована желанием сохранить власть
Стратегия во имя несменяемости власти – плохая мотивация для планирования будущего. Цель искажает средства, а негодные средства уводят все дальше от любой стратегической цели

Глава государства объявил об учреждении Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Значит, формируется, и не только с помощью Центра стратегических разработок, повестка на следующий президентский срок. Одних только консолидирующих население войн, присоединений и историко-изоляционистских скреп недостаточно, чтобы спокойно пройти шестилетку 2018–2024, – нужно что-то более существенное, материальное, съедобное, в конце концов.

Государство будет пытаться угадать, какие направления развития окажутся наиболее перспективными, и, судя по предыдущему опыту, их профинансирует. Более двух десятков лет тому назад это называлось «точки роста» – путь в будущее указывали лоббисты. А еще раньше Фридрих фон Хайек называл такую модель размышлений о будущем «пагубной самонадеянностью»: вместо того чтобы дать свободу рынку определять, что именно станет развиваться, в том числе и с точки зрения инноваций, государство в который раз в российской истории само будет решать, что перспективно, а что нет. Это даже не забивание гвоздя гаджетом, такая технология соответствует забиванию гаджета гвоздем.

Можно возразить: хорошо, что вообще государство заговорило в терминах стратегического развития. После тактического маневрирования в трех соснах Крым – Сирия – Турция кто-то решил задуматься о будущем. Но, во-первых, изоляционизм и скрепы никто не отменял. Во-вторых, попытка заглянуть за горизонт очевидным образом мотивирована необходимостью найти способы сохранения власти сегодняшними президентом и элитами. Ключевая задача – в хорошем настроении встретить Новый, 2025, год.

Если государство, приучившее больше половины населения страны жить на бюджетные и квазичастные деньги и отучившее граждан начинать собственное дело, потому что это почти невозможно и даже опасно, окажется импотентным, его легитимность начнет испаряться. Французский социолог Пьер Розанваллон, развивая идеи юриста начала прошлого века Леона Дюги, пишет о том, что государственная власть может связывать свою легитимность «вовсе не с происхождением, а только с услугами, которые она оказывает». И в этом смысле победа на выборах – только начало обретения властью легитимности.

Современный социум не оглядывается на автократическую отсталость государства, он становится все менее иерархичным, в нем все больше сообществ – меньшинств. И если государство не замечает их, предпочитая общение только с апатичным большинством, меньшинства сами перестают замечать государство, живут отдельно, помогают сирым и убогим своими силами, выстраивают собственные центры легитимности, восстанавливают утраченное межгрупповое и межличностное доверие. Собственно, это и есть гражданское общество, только де-факто отделенное от самоедского и самокормящегося государства, которое не может на деньги налогоплательщиков организовать самые простые сервисы, а лишь тратит их на оборону самого себя от мнимых внутренних и внешних врагов.

Стратегия во имя несменяемости власти – плохая мотивация для планирования будущего. Цель искажает средства, а негодные средства уводят все дальше от любой стратегической цели.

Автор – директор программы Московского центра Карнеги