Статья опубликована в № 4133 от 08.08.2016 под заголовком: Правила игры: Распределение талантов

Правила распределения талантов

Ответственность за выбор профессии лежит не только на каждом из нас, но и на государстве
Максим Буев

В 1970–1980-х гг. экономика США испытала существенное замедление роста производительности труда, которое впоследствии ученые объясняли в том числе и перекосом в распределении человеческого капитала по отраслям экономики. В 1990-х гг. это привело к появлению целого ряда статей очень известных исследователей (Уильям Баумоль, Андрей Шлейфер, Кевин Мерфи, Роберт Вишны), которые особое внимание уделили влиянию структуры компенсации на распределение талантов в экономике.

Гипотеза экономистов состояла в том, что относительно высокие зарплаты, например юристов и трейдеров деривативами, позволяют этим профессиям уводить талантливую молодежь из других сфер деятельности. Если государство не будет вмешиваться, то итогом станет падение качества системы образования и снижение общей производительности труда – талант предпочтет быть юристом, а не учителем или инженером. Появление же посредственностей в производительных отраслях экономики, в свою очередь, замедляет экономический рост.

Дарон Аджемоглу, которого в последнее время все чаще называют в числе возможных будущих нобелевских лауреатов, развил эту идею о распределении талантов. С его точки зрения, беды некоторых развивающихся стран можно объяснить передающимися из поколения в поколение определенными предпочтениями общества, которые прямо влияют на структуру компенсации в экономике. Например, если общество считает, что полицейским или чиновником быть круто, а учителем или предпринимателем – нет, то это предпочтение становится самоисполняющимся пророчеством.

Изменить предпочтения общества может сильный лидер, выступающий за проведение реформ (например, бюджетного законодательства), способствующих повышению престижа той или иной профессии, где зарплата прямо зависит от действий правительства. В конце концов важность изменения этих предпочтений заключается во влиянии распределения талантов на экономический рост: если общество считает, что лучше быть бюрократом, чем инженером, а сильного лидера в правительстве нет, то страна будет обречена на десятилетия стагнации.

В этом свете чрезвычайно важным становится понимание правительством страны, что частные стимулы (зарплата), побуждающие талантливую молодежь выбирать себе профессию, могут не совпадать с полезностью профессии для общества в целом. Зарплата учителя должна быть существенно высокой, а сама профессия – престижной, чтобы люди, прямо формирующие человеческий капитал в стране, направляли свой талант на повышение уровня преподавания, а не на поиск приработков на стороне. В то время как каждый из нас несет ответственность за выбор своей профессии, государство, где может, должно позаботиться о правильной структуре компенсации в интересах общества.

К сожалению, нашумевший ответ, данный премьером Дмитрием Медведевым на всероссийском молодежном образовательном форуме на вопрос о низких зарплатах учителей, явно показывает, что такого понимания у главы правительства нет.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

Выбор редактора