Авиабизнес по правилам из «Незнайки»

Новую тарифную политику авиакомпаний можно считать жадностью, а можно – возможностью сэкономить
Теоретически проблема в том, что мы рассматриваем плату за ручную кладь как некоторую потерю – было бесплатно, а теперь кровопийцы наживаются!

Лет 30 назад пассажирские авиаперевозки были сильно монополизированной отраслью с запредельными для большинства ценами на билеты. Однако постепенно ситуация изменилась из-за государственного дерегулирования отрасли, появления лоукостеров и возможности бронирования билетов онлайн. Средняя цена за авиабилет на некоторых направлениях упала примерно вдвое. От простых моделей плоских цен на билеты, отличающихся лишь по классу обслуживания, авиакомпании перешли к сложным динамическим моделям ценообразования. Теперь они учитывают сезонные колебания спроса, существование различных типов клиентов и т. п. Прежде бесплатные услуги ныне обходятся пассажирам в копеечку – дополнительная сумка в багаже, питание на борту, место у окна или в проходе, наличие ручной клади.

С точки зрения экономической теории авиакомпании пытаются наиболее полно определить кривую спроса на авиаперевозки и забрать себе так называемый излишек потребителя. В гонке снижения издержек для выживания компании чрезвычайно важно отделить тех потребителей, кто готов платить за услугу, от тех, кому она не нужна.

Представьте, что на борту всем предлагается бесплатный завтрак. Допустим, наличие такой услуги ничем не выделяет компанию среди конкурентов. Что будет, если попытаться оценить среднюю покупательную способность пассажиров и предлагать услугу за деньги? Если цена в некотором смысле правильная, то результатом будет не отток клиентов к конкурентам, а дополнительная прибыль компании. Те из пассажиров, кто готов платить за завтрак на борту, будут платить, а остальные полетят голодными или подкрепятся до вылета. Помните, как герои романа-сказки Николая Носова «Незнайка на Луне» останавливаются в гостинице «Экономическая» и платят отдельно за одеяло, подушку, сейф и т. п.? Здесь та же идея.

Другой пример подобной политики – введение платы за пронос на борт ручной клади. Каждая авиакомпания устанавливает свои собственные правила и иногда непредсказуемо их меняет. Где-то на борт можно бесплатно проносить сумки, которые удовлетворяют введенным ограничениям по весу, размеру или типу. А где-то за ручную кладь нужно платить в обязательном порядке. Это результат «гонки на дно», которую породило дерегулирование. Началось все с лоукостеров, но в прошлом году их примеру последовали все основные американские перевозчики.

Сейчас к этой политике ценообразования ожидаемо подключился «Аэрофлот», ужесточивший контроль над размером и весом бесплатно провозимой ручной клади. О том, как новая мера претворяется в жизнь, можно говорить отдельно. Но не надо быть провидцем, чтобы предсказать постепенный переход и других флагманских авиакомпаний к подобной практике. Введение новых комиссий везде вызывает скандалы и возмущение пассажиров. Теоретически проблема в том, что мы рассматриваем плату за ручную кладь как некоторую потерю – было бесплатно, а теперь кровопийцы наживаются! Однако на это можно смотреть и по-другому. Старые времена уходят. Мы все теперь живем в гостинице «Экономическая». Дополнительные тарифы дают нам возможность сэкономить. Планируйте заранее и тщательно проверяйте условия авиакомпании перед полетом.

Автор - профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию