Мнения / Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4619 от 30.07.2018 под заголовком: Кубок мира как мультипликатор уверенности

Футбол поможет преодолеть старые страхи

Экономист Максим Буев о влиянии чемпионата мира на психологию
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Максим Буев

Те, кто ходил в горы и кому довелось хоть раз пройти по узкому как нож гребню, хорошо помнят одно чувство. Ощущение животного страха, когда надо, как того требует техника, перестать хвататься за гребень руками, выпрямиться и идти дальше, невзирая на обрыв. Но удивительная вещь: стоит сделать десяток неуверенных шагов, положившись лишь на силу ног – и вот ты уже не просто спокоен, не балансируешь, но уверенно двигаешься, получая удовольствие от бездонного мира, простирающегося под тобой. Уверенность в себе – эмоция непостоянная, но если она есть, то можно и горы свернуть!

Уверенность общества как фактор, влияющий на процессы в реальной экономике, – явление еще малоизученное. Конечно, есть индекс потребительской уверенности (CCI), за которым уже лет 50 следят ритейлеры и банкиры, которым индикатор помогает планировать объемы спроса на товары и кредиты. В своей массе, однако, экономический истеблишмент до недавнего времени предпочитал на психологические факторы не обращать внимания. Их относили к исключениям из правил рационального поведения, которые, как считалось, определяли динамику экономик.

Нобелевский лауреат Роберт Шиллер, однако, уже лет 20 пишет про animal spirits – животные страхи и инстинкты, движущие рынками. По его мнению, вера общества в себя постоянно меняется. Вместе с ней меняется и готовность людей прилагать усилия в работе, их склонность к самопожертвованию и другие трудноизмеримые психологические факторы, влияющие на производительность. Причинами экономических спадов и застоев являются не только колебания цен на нефть или банкротства банков, но и типовые образы мышления, которые пронизывают общества в разные моменты истории.

Шиллер даже говорит о существовании мультипликатора уверенности. Он действует наподобие хорошо известного фискального мультипликатора Кейнса, согласно которому рубль, потраченный из госбюджета, ведет к гораздо большему вкладу в ВВП. Начальный импульс расходится по экономике волнами, и каждая волна вносит свой вклад в экономический рост. Вопрос в том, как государство может создавать импульсы уверенности общества в своих силах, которые потом растекутся по экономике и принесут реальный эффект.

Успешное проведение грандиозных событий вроде чемпионата мира по футболу как раз и есть тот психологический допинг, про который пишет в своих работах Шиллер. Иными словами, после мундиаля-2018 нашей экономике остаются не только прекрасные стадионы и приятные воспоминания об игре национальной сборной. Появляется уверенность, что мы можем решать серьезные задачи. Не просто знать по учебникам, что мы можем это делать, но и ощущать эту уверенность физически.

Со временем, конечно, эмоции улягутся. И надо будет искать новые стимулы. И хорошо бы чувства не переросли в дерзкую самоуверенность. У английских альпинистов есть известная поговорка: there are both old and bold climbers, but there are no old bold climbers – бывают как старые, так и дерзкие скалолазы, но не бывает старых и дерзких.

Автор - профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию

Читать ещё
Preloader more