Как создать культуру ошибки

Отрицание реальности совершенных ошибок тормозит развитие страны и потенциально ведет к кризисам
Отношение к ошибкам как к чему-то плохому – это не только отсутствие фундаментального понимания принципов работы сложных систем. Это контрпродуктивно для их развития

В 47-м выпуске детского юмористического киножурнала «Ералаш» футбольного вратаря тренируют по «бразильской системе». Суть ее заключается в том, что за спиной голкипера находится витрина парикмахерской: любой пропущенный мяч обернется разбитым окном. Такой сценарий – аллегория системы, в которой страх является главным мотиватором прогресса. Проблема с таким подходом в том, что если система сложная, то ошибки неизбежны. Например, если витрина большая, то она может пострадать от удара и мимо ворот. Это в итоге и происходит. Вратарь оказывается виноватым как соучастник. Мотивация к обучению изначально неверная.

Эми Эдмондсон, профессор Гарвардской школы бизнеса, уже четверть века изучает то, как организации извлекают уроки из своих ошибок. С ее слов, на практике чрезвычайно редко встречаются компании, в которых наказывают не за совершение ошибок как таковых, а за неспособность на них учиться. Однако отношение к ошибкам как к чему-то плохому – это не только отсутствие фундаментального понимания принципов работы сложных систем. Это контрпродуктивно для их развития.

Эдмондсон считает, что культуру продуктивного промаха в организации должен создать лидер. Сама по себе она не возникнет. Только лидеры способны построить систему, в которой люди чувствуют себя комфортно, ответственно привлекают внимание к совершенным ошибкам и учатся на неудачах. Хороший пример здесь – самый большой в мире хедж-фонд Bridgewater Associates. Как он организован – подробно изложено в недавно вышедшей книге его основателя Рэя Далио «Принципы».

Интересно посмотреть на обсуждаемый вопрос в масштабе страны. Возможно ли сейчас в России то, о чем говорят Эдмондсон и Далио? В мае этого года на Петербургском международном экономическом форуме выступал один известный отечественный венчурный капиталист, ведущий бизнес в России и Азии. Из аудитории его спросили, чем отличаются стартаперы двух регионов. Финансист ответил, что фундаментальное отличие заключается в том, что в нашей стране отсутствует культура ошибки. Мы не умеем признавать промахи. Боимся разбитой витрины. В венчурной индустрии это выливается в то, что стартаперы-неудачники продолжают фиксироваться на провальных идеях, не могут двигаться дальше. В результате и отрасль развивается медленнее, и новых идей исследуется меньше.

Но и за пределами венчурной отрасли ошибаться у нас не считается чем-то достойным, а уж признаваться в совершенных ошибках вообще не «по-пацански». Вместо извлечения уроков из промахов практикуется их сокрытие. Поведение лидеров не столько учитывает факты и разумные выводы из них, сколько отвечает создаваемой ими же легенде. Все чаще поступают новости о неважном положении дел. Но кризис пока не является материально неопровержимым. Поэтому плохие сигналы смягчаются или не обрабатываются. Нет осознанного понимания того, что страна – это, по Эдмондсон, сложная система. В ней к постоянно разбитым витринам ведут не ошибки, а сознательное непризнание промахов и отрицание реальности.-

Автор – проректор РЭШ по стратегическому развитию