Мнения / Аналитика / Медиа и реальность
Статья опубликована в № 4778 от 21.03.2019 под заголовком: Аура цензуры

«Аура» и аура цензуры

Любой новый интернет-продукт в 2019 году рассматривается сквозь призму усиливающейся цензуры
Илья Клишин

15 марта «Яндекс» запустил в тестовом режиме свой новый социальный сервис (его еще неправильно называют социальной сетью) «Аура». Через два дня приглашение новых пользователей закрыли, но этого времени было достаточно, чтобы понять суть идеи.

Если коротко, это что-то среднее между Facebook и Tinder с легким налетом «Дзена», другого продукта «Яндекса». По геолокации и интересам пользователя (а интересы «Яндекс» знает) составляется список друзей, на основе которого показываются публикации, которые можно свайпать влево или вправо, если они нравятся или нет.

Пока не до конца ясно, выстрелит ли сама идея, но примечательно, что вот уже несколько дней фокус общественной дискуссии вокруг «Ауры» сосредоточен не на механике сервиса и не на его технологической сути. В соцсетях обсуждают цензуру.

Все началось с того, что журналисты «Новой газеты» и блогеры обратили внимание на правила сервиса. Там среди прочего говорится, что в «Ауре» запрещены оскорбления и мат, а также «низкая» и «жаргонная» лексика. И есть даже примеры того, как не надо: «менты», «наркота», «бабло», «мусора», «откосить». Запрещен также шокирующий контент: трупы, насилие, травмы. В эту же категорию поместили роды и изображения «насекомых и животных, чей вид вызывает отвращение».

Естественно, такие правила вызвали обратную реакцию. Те немногие, кто успел попасть в «Ауру», стали пытаться разместить там шокирующий контент и написать что-то с использованием «жаргонной лексики». В процессе выяснилось, что все фотографии еще и проходят премодерацию. Все прочие приняли участие в параде остроумия в соцсетях.

Суть шуток про «товарища майора в друзьях» и, говоря серьезнее, стоящих за ними претензий про цензуру сводятся к тому, что в 2019 г. в России у интернет-общественности (а почти все активное взрослое население страны ежедневно заходит в интернет) сложилась презумпция виновности в отношении двух крупнейших отечественных IT-компаний – «Яндекса» и Mail.ru. Их по умолчанию подозревают в сотрудничестве с государством вообще и репрессивными органами в частности, а также в готовности идти на компромиссы в любой спорной ситуации.

Понятно, откуда это берется. Интернет-гиганты много лет адаптируются к общественной ситуации в стране, а именно к закручиванию гаек: не только интернет в 2019 г. куда менее свободен, чем в 2009 г. После дел за репосты, блокировки Telegram, а теперь еще и законов о фейкньюс и неуважении к власти вряд ли можно назвать скепсис пользователей сети чрезмерным.

«Яндекс» и Mail.ru оказываются, по сути, заложниками этого контекста: любой их новый продукт будет неизбежно рассматриваться через призму (или, если угодно, ауру) этой цензуры, которая проступает все отчетливее. И уже не важно, что на деле сервис «Аура» задумывался скорее как благожелательный сейфспейс вполне в духе мировых либеральных тенденций. Как место, где можно найти друга по переписке и поболтать с ним о музыке, архитектуре или шахматах и не столкнуться с агрессией или спамом.

Но вместо розового мира с единорогами людям опять мерещатся цензура и репрессии. Возможно, дело в том, что в России 2019 г. свой сейфспейс строит прежде всего государство и все прочие сейфспейсы на этом фоне смотрятся как минимум сомнительно.

Автор — диджитал-директор RTVI

komandir
05:25 21.03.2019
А другого скоро ничего и не будет. Но ситуация более сложная. Яндекс стал заложником Крыма. То есть девальвация рубля и запрет на Украине сильно ударили по доходам фактически зарубежной компании, работающей только здесь, но для которой нужен рост в долларах. Плюс общие проблемы появления соцсетей и ухода части пользователей туда. Для роста на Nasdaq яндексу нужно предпринимать экстраординарные меры. Где-то с 2015/2016 годов он постепенно задвигает поисковик. Он как бы есть но больше уже по рекламным объявлением директа. То есть трафик на сайты сокращается. Это делает и новый алгоритм Андромеда, который по многим запросам еще больше сдвинул поисковую выдачу. делается все чтобы пользователи все меньше и меньше уходили на другие сайты. Это еще пол беды. далее он начинает развивать свои сервисы, доход у многих которых это тот же директ. В этом случае он концентрирует у себя наиболее дорогие клики и на сайты отдает всякий хлам, где забирает под половину. Рекламный рынок не может поспеть под рост площадок яндекса. Был отчет Яндекса - где доля доходов от рекламы на страницах сайтов не больше 20%. Все остальные 80% яндекс зарабатывает один. А ему нужно еще больше. То есть доходы сайтов падают и всех у них будет печальный конец. Выживут не все. Тем более стоимость разработчиков увеличилась, которых и так немного. Могут ли быть конкуренты, то есть развиваться не из прибыли, а от вложений под последующую продажу - то самое венчурное инвестирование? Нет. В России нет условий для выхода компаний. Все такие компании регистрируются на Кипре. Калви который выводил в США небольшую часть сидит. Венчурным инвестированном занимаются люди по званию старше майора. Здесь была статья Роттенберги решили вложить 500 млн в венчурное инвестирование в образовательные проекты. Только у них есть деньги в период стагнации экономики. Независимого венчурного инвестирования практически нет. Схемы вывода денег под видом инвестирования и другой мути не рассматриваем. То есть практически все новые проекты будут связаны в той или иной мере с властью. Старые помрут от снижения доходов и отсутствия финансирования. Если сделать автономный рунет и закрыть часть проектов, через несколько лет ничего не останется, кроме как каждый день общаться с майором.
60
Комментировать
Читать ещё
Preloader more