«Аура» и аура цензуры

Любой новый интернет-продукт в 2019 году рассматривается сквозь призму усиливающейся цензуры
В России 2019 года свой сейфспейс строит прежде всего государство

15 марта «Яндекс» запустил в тестовом режиме свой новый социальный сервис (его еще неправильно называют социальной сетью) «Аура». Через два дня приглашение новых пользователей закрыли, но этого времени было достаточно, чтобы понять суть идеи.

Если коротко, это что-то среднее между Facebook и Tinder с легким налетом «Дзена», другого продукта «Яндекса». По геолокации и интересам пользователя (а интересы «Яндекс» знает) составляется список друзей, на основе которого показываются публикации, которые можно свайпать влево или вправо, если они нравятся или нет.

Пока не до конца ясно, выстрелит ли сама идея, но примечательно, что вот уже несколько дней фокус общественной дискуссии вокруг «Ауры» сосредоточен не на механике сервиса и не на его технологической сути. В соцсетях обсуждают цензуру.

Все началось с того, что журналисты «Новой газеты» и блогеры обратили внимание на правила сервиса. Там среди прочего говорится, что в «Ауре» запрещены оскорбления и мат, а также «низкая» и «жаргонная» лексика. И есть даже примеры того, как не надо: «менты», «наркота», «бабло», «мусора», «откосить». Запрещен также шокирующий контент: трупы, насилие, травмы. В эту же категорию поместили роды и изображения «насекомых и животных, чей вид вызывает отвращение».

Естественно, такие правила вызвали обратную реакцию. Те немногие, кто успел попасть в «Ауру», стали пытаться разместить там шокирующий контент и написать что-то с использованием «жаргонной лексики». В процессе выяснилось, что все фотографии еще и проходят премодерацию. Все прочие приняли участие в параде остроумия в соцсетях.

Суть шуток про «товарища майора в друзьях» и, говоря серьезнее, стоящих за ними претензий про цензуру сводятся к тому, что в 2019 г. в России у интернет-общественности (а почти все активное взрослое население страны ежедневно заходит в интернет) сложилась презумпция виновности в отношении двух крупнейших отечественных IT-компаний – «Яндекса» и Mail.ru. Их по умолчанию подозревают в сотрудничестве с государством вообще и репрессивными органами в частности, а также в готовности идти на компромиссы в любой спорной ситуации.

Понятно, откуда это берется. Интернет-гиганты много лет адаптируются к общественной ситуации в стране, а именно к закручиванию гаек: не только интернет в 2019 г. куда менее свободен, чем в 2009 г. После дел за репосты, блокировки Telegram, а теперь еще и законов о фейкньюс и неуважении к власти вряд ли можно назвать скепсис пользователей сети чрезмерным.

«Яндекс» и Mail.ru оказываются, по сути, заложниками этого контекста: любой их новый продукт будет неизбежно рассматриваться через призму (или, если угодно, ауру) этой цензуры, которая проступает все отчетливее. И уже не важно, что на деле сервис «Аура» задумывался скорее как благожелательный сейфспейс вполне в духе мировых либеральных тенденций. Как место, где можно найти друга по переписке и поболтать с ним о музыке, архитектуре или шахматах и не столкнуться с агрессией или спамом.

Но вместо розового мира с единорогами людям опять мерещатся цензура и репрессии. Возможно, дело в том, что в России 2019 г. свой сейфспейс строит прежде всего государство и все прочие сейфспейсы на этом фоне смотрятся как минимум сомнительно.

Автор — диджитал-директор RTVI