Кому нужна новая статистика

Госстатистике требуется новый ответственный заказчик
Политического веса частного сектора явно не хватает, чтобы обеспечить достойное качество государственной статистики

В последние недели Росстат стал одним из основных ньюсмейкеров, а публикуемые им макроэкономические данные – предметом бурного обсуждения. Претензии к качеству данных и сомнения по поводу неожиданного роста показателей высказывают как представители других министерств и ведомств, так и частный сектор. И если проблемы с качеством данных признаются даже самим руководством ведомства, то причины столь печального положения дел далеко не так очевидны.

Многие видят источник проблем в конфликте интересов, связанном с подчинением Росстата Министерству экономического развития, при котором многие показатели эффективности министерства измеряются им же самим. Но качество статистики оставляло желать лучшего и до переподчинения, а одно из важнейших мероприятий и визитная карточка любого мирового государственного статистического агентства – перепись населения, по сути, была на грани провала еще 10 лет назад. И тогда, и сейчас основной источник проблем – низкий политический статус статистического агентства и банальное недофинансирование его работы.

Реальная причина столь незавидного положения агентства, в свою очередь, – отсутствие достаточного спроса на такие данные. Особенность данных государственных статистических агентств – их общедоступность. Они собираются на деньги налогоплательщиков и доступны любому желающему (в рамках ограничений, связанных с конфиденциальностью). Наличие статистических данных жизненно необходимо для предметной публичной дискуссии относительно государственной политики. В отсутствие же такой дискуссии и спрос на такие данные предъявить некому.

Сейчас большинство ключевых государственных решений принимаются кулуарно, без широкого и гласного обсуждения с экспертным сообществом. Определяющую роль при этом играют лоббистские возможности, а не детальный экономический анализ, который на цифрах мог бы показать относительную эффективность того или иного государственного проекта. В такой системе вместо того, чтобы бороться за улучшение качества общедоступных данных Росстата, отдельные министерства и ведомства организуют сбор своих собственных данных, которые затем используют для лоббирования своих собственных интересов и зачастую не делятся ими не только с гражданами, но и с другими министерствами. Ведь доступ к уникальным данным всегда весомый аргумент в споре – оппоненты не могут оспорить ни качество этих данных, ни их интерпретацию.

Единственной стороной, предъявляющей спрос на открытые качественные статистические данные, на данный момент оказывается бизнес. Наиболее активно данные Росстата обсуждаются прежде всего аналитиками в финансовом секторе. Потому что для бизнеса наличие верных статистических данных – не роскошь, а жизненно важная необходимость. Использование неверных данных или их отсутствие не позволяют фирмам строить адекватные стратегии и могут грозить огромными финансовыми потерями. Но политического веса частного сектора явно не хватает, чтобы обеспечить достойное качество государственной статистики.

Чтобы ситуация изменилась, спрос на качественные и общедоступные статистические данные должен появиться на государственном уровне. А для этого должны быть пересмотрены базовые принципы принятия решений в двух аспектах. Во-первых, принятие решения о финансировании любой госпрограммы должно сопровождаться явными расчетами ожидаемых издержек и выгод этой программы с опорой на реальные цифры, а не на убедительность речей лоббистов. Во-вторых, расчеты эти должны быть публичными, открытыми для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Без выполнения этих условий будет наивно ожидать существенного улучшения в качестве государственной статистики. Если не подправить что-то в консерватории, то не важно, кому будет подчиняться Росстат и кто будет его возглавлять.

Автор — ректор Российской экономической школы