Как управлять согласием

Государство должно научиться слышать то, чего на самом деле хочет общество
Печальными последствия могут оказаться и тогда, когда общество не умеет управлять не только конфликтами, но и согласием

Кто-то из великих экономистов прошлого (кажется, Вильфредо Парето) говорил, что новые экономические кризисы, как и войны, случаются потому, что со сцены уходят поколения, которые в них участвовали или слышали о них из первых уст. Для последующих поколений кризисы и войны обрастают легендами и мифами, люди перестают дуть на воду, становятся менее осторожными и в какой-то момент снова переходят роковую черту.

Из этого следует, что сохранение исторической памяти и знаний чрезвычайно важны – как для экономики, так и для дела мира. Важно, например, чтобы новые поколения праздновали 9 Мая, хотя о пути к Победе в 1945-м они, к сожалению, услышат уже интерпретации, а не живые рассказы. Правильно воспитанный патриотизм выражается в чувстве единения, симпатии друг к другу ­– групповой сплоченности.

В теории эта сплоченность не имеет ничего общего с конформизмом. Иными словами, члены сплоченной группы не должны терять способности к критической оценке альтернативных точек зрения. На практике же выстраивание сплоченности может принимать уродливые формы: правящая элита постоянно призывает оппозицию не раскачивать лодку, отклоняющиеся мнения активно пресекаются, влияние внешних источников изолируется. Большинство начинает думать в одном ключе. Казалось бы, мир и согласие. Однако рано или поздно это приводит к неправильному принятию решений: социальные психологи называют это групповым мышлением – groupthink.

Получается, что, чтобы новые поколения не перешли – по Парето – роковую черту, разрешением потенциальных конфликтов в обществе нужно управлять мудро. Иначе может получиться так, что все вроде бы были довольны, а последствия оказались печальными.

Однако печальными последствия могут оказаться и тогда, когда общество не умеет управлять не только конфликтами, но и согласием. Может сложиться ситуация, когда ради общего блага абсолютно все боятся высказать – например, публично – свои сомнения. В итоге общество в целом примет решение, которое никто из его членов не принял бы по отдельности. В социальной психологии это явление известно как парадокс Абилина.

Представьте, например, что уже давно большинство граждан России хочет отмечать 9 Мая не как праздник русского оружия, а как праздник памяти, скорби и тишины. Но желание социальной гармонии не позволяет начать серьезный публичный разговор на чувствительную тему. В итоге все вместе мы продолжаем отмечать не то, что хотим на самом деле. Это и есть парадокс Абилина. Решить его можно тогда, когда государство научится слышать то, чего на самом деле хочет общество. Научится управлять согласием. Это тоже важно – для патриотического воспитания, повышения групповой сплоченности и стабильности по Парето.

Автор — проректор РЭШ по стратегическому развитию