Дефицит доверия, дефицит роста

Последствия подрыва доверия между властью и простыми гражданами напрямую сказываются на экономике
В России одна из причин низкого доверия населения к власти – то, что власть сама явно демонстрирует недоверие к собственным гражданам

Одной из новостей прошлой недели стало падение рейтинга доверия президенту до исторических минимумов. По данным ВЦИОМа, он снизился до 31,7% по сравнению с 47,4% год назад. При этом доверие к остальным органам власти и политикам находится на еще более низком уровне. Подрыв доверия между властью и простыми гражданами имеет очень важные негативные последствия, которые напрямую отражаются на экономике.

Помимо увеличения политических рисков это приводит и к общему снижению доверия в обществе – не доверяющие своему правительству граждане менее склонны доверять и друг другу, а снижение общего уровня доверия в обществе уже имеет прямой негативный эффект на развитие экономики. В ставшем уже классическим исследовании французских экономистов показана связь между уровнем доверия и экономическим развитием. По их оценкам, доход на душу населения в России был бы на 69% выше, если бы уровень доверия был такой же, как в Швеции.

При этом технологические изменения последних лет ведут к тому, что роль доверия в экономике только растет. Относительная важность торговли простыми товарами, в отношении которых легко заключить исчерпывающий контракт, снижается. Все большую роль в экономике играет торговля технологически сложными товарами и услугами, связанными с человеческим капиталом, где отношения между контрагентами гораздо в большей степени основаны на доверии. В отношении нефти легко можно написать контракт, который четко прописывает объемы и химический состав покупаемой нефти, включая допустимое содержание хлора. Написать же контракт, который заранее гарантировал бы, что, скажем, лечение врача будет эффективным, программный продукт – удобным в использовании, а образование – качественным, практически невозможно. Во всех этих случаях гораздо большую роль играют репутация, рекомендации, повторяющиеся сделки и другие механизмы, основанные на доверии.

Доверие играет важную роль не только при заключении контрактов между фирмами, но и в эффективной организации работы внутри компаний. Высокий уровень доверия в обществе позволяет поддерживать более децентрализованную форму организации фирм, что позволяет добиться более высокой производительности и с большей эффективностью использовать новые информационные технологии. Даже уровень компенсации CEO и тот оказывается ниже при наличии высокого уровня доверия, так как это позволяет лучше решать агентские проблемы между собственниками и менеджментом компаний.

Исследования также показывают, что низкий уровень доверия приводит к более высокому уровню государственного регулирования – одному из важнейших ограничений в развитии бизнеса в России. И опять же этот эффект наиболее заметен в секторах, где важную роль играют технологии и человеческий капитал. В науке и образовании, к примеру, вместо отлично зарекомендовавших себя во всем мире механизмов, основанных на экспертной оценке (требующей доверия к мнению экспертов), используются всевозможные «объективные» наукометрические показатели, которые ведут к огромному количеству манипуляций и публикаций в мусорных журналах.

Но если констатировать диагноз низкого уровня доверия достаточно легко, то найти лекарство для этого недуга намного сложнее. Отчасти низкий уровень доверия сам по себе следствие экономических проблем. Еще один фактор – особенности системы образования, все еще основанной на копировании учениками и студентами материалов, преподносимых учителями, а не на самостоятельной работе в группах. Исследования показывают, что такой стиль преподавания также связан с более низким уровнем доверия.

Но в России одна из причин низкого доверия населения к власти в том, что власть сама явно демонстрирует недоверие к собственным гражданам. Всевозможные фильтры и прочие ограничения на участие в выборах, по сути, означают, что власти не верят, что избиратели способны сами сделать разумный выбор. Поэтому просвещенные муниципальные депутаты, избирком или суд должны сначала отобрать достойных кандидатов, а простым избирателям можно лишь выбрать между этими заранее подобранными кандидатами. Власти могли бы сделать огромный шаг по восстановлению общего доверия в стране, если бы сами наконец стали доверять своим гражданам. И с огромной вероятностью граждане ответят им взаимностью.

Автор — ректор Российской экономической школы