Как научить СМИ и политиков экономике

Их должны учить квалифицированные специалисты
Между современным академическим пониманием макроэкономики и уровнем политической и общественной дискуссии о ней зияет глубокая пропасть

В английском языке есть идиома pushing on a string, что означает буквально «давить на струну». Фраза используется для описания действия, эффект от которого реален в одном направлении, но отсутствует в другом: считается, что за струну можно тянуть, но не давить. Так часто описывают асимметричность денежно-кредитной политики: затормозить рост экономики проще, чем остановить спад или прекратить стагнацию.

Возьмем, например, недавний спор министра экономического развития Максима Орешкина и председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной о влиянии кредитования населения на экономический рост в России. Один из аргументов министра был о том, что ЦБ нужно перестать кредитовать потребительский спрос, а создать условия для роста инвестиций, поскольку именно они способствуют долгосрочному росту. Из этого следует, что министр английской идиомы не знает: если лошадь не хочет идти, то, сколько ни отпускай вожжи, ни «дави на струну», повозка с места не сдвинется. Дело не в низких ставках, а в том, что стимулов инвестировать при текущей политической обстановке в России мало.

С одной стороны, туманность аллегории со струной для российских политиков простительна. Сама фраза, вероятно, пришла из игры перебором на классической гитаре, где за струну тянут. Англосаксам это (было) ближе. А вот классическая техника игры на русских народных струнных инструментах, например балалайке, иная: там на струну давить и даже бить очень даже можно. С другой – дело может быть в банальном отсутствии у политиков осведомленности о передовых знаниях в экономике. Здесь, в их оправдание, они не одиноки.

Макроэкономист из Принстонского университета Бенджамин Молл недавно отметил, что между современным пониманием макроэкономики академическими учеными и уровнем политической и общественной дискуссии о ней в парламенте, СМИ, блогах и др. зияет глубокая пропасть. Политики, журналисты о современной макроэкономике осведомлены плохо. Более того, последние достижения в этой сфере почти не освещаются в учебниках бакалаврского уровня. Там господствует понимание науки на уровне начала 1990-х гг., так называемых теорий первого поколения. А ученые уже давно активно работают над третьим.

В то время как Центробанк активно занимается образованием своих сотрудников, привлекая к их обучению лучшие экономические вузы страны, с журналистами системно пока никто не работает. Чтобы способствовать переменам и в этом направлении, Российская экономическая школа (РЭШ) в мае этого года провела пилотный проект – для сотрудников экономического и делового блока редакции «Ведомостей». Профессор РЭШ Олег Шибанов прочитал семь лекций по макроэкономике с кейсами, иллюстрирующими ошибки, которые допускают журналисты разных изданий при освещении и интерпретации экономических событий. Что из этого вышло – судить читателям газеты. По исключительно положительному отклику «Ведомостей» нам в РЭШ понятно, что проект будет распространен и на другие издания. С одной стороны, подобная работа – это часть новой стратегии школы. С другой – здесь мы точно на «струну» не давим: спрос СМИ на подобное знание есть.

Автор — проректор РЭШ по стратегическому развитию