Просвещенный урбанизм и сапоги на клумбах

Нынешний конфликт был предрешен: модернизация не может долго оставаться аполитичной
Фундаментальные изменения в обществе неизбежно приводят к сдвигам в балансе власти, а это и есть политика

Самым многозначительным символом полицейского террора, развернутого на улицах Москвы в последние недели, стали даже не видеозаписи избиений мирных протестующих, а то, как шеренги тех же самых силовиков бегут по бульварам с дубинками наперевес, давя защитными сапогами высаженные за безумные деньги кусты и цветы. Фасад просвещенного урбанизма – курса на аполитичную модернизацию всего, что не угрожает режиму собственно политическими изменениями, – не просто рушится на глазах: его беззастенчиво топчут ногами. В самом этом целеполагании содержалось противоречие: модернизация – снизу ли, сверху ли – не может долго оставаться аполитичной, фундаментальные изменения в обществе неизбежно приводят к сдвигам в балансе власти, а это и есть политика. Теперь противоречие демонстрируют нам самым явным и жестким способом из возможных: дубинками и арестами протестующих и гуляющих. Поди еще отличи одних от других из-за полицейского щитка поверх балаклавы.

27 июля и 3 августа силовики, очевидно, искренне ожидали увидеть перед собой озверевшую толпу – или хотя бы толпу, которую легко будет заставить озвереть, если применить к ней ничем не оправданное насилие. Ожидания не оправдались: теперешняя городская толпа не звереет – даже и в отсутствие лидеров, подвергаемых теперь превентивным арестам. Нынешние протестующие не забывают о безопасности, не вредят чужому имуществу, не ведутся на провокации и все снимают с множества точек. Так что дело о «массовых беспорядках», призванное как-то оправдать беспредел, приходится фабриковать совсем на пустом месте. Но современные горожане еще и не бросают своих, имея не только готовность и желание, но и организационные и технические средства. Арестованные получили передачи и юридическую помощь, особо яркие эксцессы были преданы быстрой и широкой огласке, независимые СМИ, освещающие события, получают беспрецедентные пожертвования, в защиту тех, кому грозит уголовное дело, поднимаются целые сообщества. Когда я поставила подпись под письмом в защиту Егора Жукова, студента Высшей школы экономики, попавшего под уголовное преследование, число подписантов приближалось к 300 и продолжало расти – и это только преподаватели и сотрудники одной «Вышки». Студенты пишут свои письма, выходят на пикеты; солидное число сотрудников Школы подписали поручительства за арестованного студента, ну и, разумеется, поддержка не ограничивается кругом одного, пусть и очень большого, университета. Общество демонстрирует растущую солидарность и самоорганизацию. Полицейские силы в ответ расчехляют дубинки и закрывают лица.

В день, когда на митинг на пр-те Сахарова вышло 60 000 человек (оценка «Белого счетчика»), а силовики уже третью субботу подряд занимались избиениями и арестами горожан в самом центре столицы, Владимир Путин катался на мотоциклах с байкерами в Крыму. Разъезжали участники покатушек, как не преминули отметить любители мотоспорта в сети, без шлемов и по встречке. Двадцатилетие своего правления президент Путин встречает в демонстративной, подчеркнутой изоляции от самых острых проблем страны – и речь не только о московских митингах. Зато на красивом байке и без шлема.

Толпы бойцов в бронежилетах и касках с дополнительно закрытым полиэтиленом щитком, чтобы не опознали граждане, – там, где и редкой цепочки оцепления без спецсредств было бы многовато. И президент на отдыхе за рулем мощного мотоцикла – без положенной в этой ситуации каски на нем самом с такими же незащищенными пассажирами. Вот два символа этой недели, которые, видимо, и будут определять развитие событий.

Автор — социолог, доцент Высшей школы экономики, Санкт-Петербург