Начнем с пеленок

Успешность ребенка зависит не только от вуза и школы, но и от его воспитания в самом раннем детстве
То, кто и как воспитывает детей в возрасте до двух лет, оказывает существенное влияние на их последующие успехи в школе

Первая неделя сентября у большинства населения России тем или иным образом связана с началом учебного года. Отношение к образованию детей в стране, к счастью, остается очень серьезным. Практически все уже понимают, насколько важно обучение в современном мире и что без качественного образования шансы добиться успеха в жизни стремительно падают.

При этом, говоря о значимости образования, люди зачастую держат в голове неформальную иерархию его уровней по их важности. На первом месте – вузы, которые наиболее явно связаны с последующей карьерой. Попасть в хороший и престижный университет считается главным залогом успеха. На втором месте – школы, как минимум потому, что из приличного учебного заведения гораздо легче поступить в хороший вуз. Дошкольному образованию и родительскому воспитанию уделяется гораздо меньше внимания, его важность для успеха в жизни обсуждается редко – во многом потому, что образование у нас ассоциируется прежде всего с развитием когнитивных навыков: умения грамотно писать, правильно считать и решать задачки.

Однако научные исследования показывают, что влияние навыков и умений, приобретаемых в дошкольном возрасте, огромно. Об этом свидетельствуют работы в таких разных дисциплинах, как психология развития, нейронауки, экономика. Даже если абстрагироваться от важности образования для общего развития ребенка как человека и сфокусироваться на гораздо более узкой проблеме его влияния на экономическое благосостояние и карьеру, дошкольное образование и родительское воспитание оказывают решающее влияние на последующий успех.

Например, последние работы нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана показывают: важность дошкольного периода связана с тем, что именно в этом возрасте во многом закладываются так называемые некогнитивные навыки – усидчивость, сознательность, общительность, трудолюбие. Даже у взрослых эти навыки играют не меньшую роль в успешности, чем IQ. Но для детей они еще важнее – именно они играют ключевую роль в том, чтобы научить детей учиться. Без этих навыков у детей нет ни мотивации, ни возможности получать уже собственно когнитивные навыки. Не обладающие нужными некогнитивными навыками дети просто не могут в полной мере воспользоваться возможностями, которые им дает школа.

При этом различия в некогнитивных навыках закладываются в самом раннем возрасте. Уже то, кто и как воспитывает детей в возрасте до двух лет, оказывает существенное влияние на их последующие успехи в школе. Например, данные из Норвегии и Германии свидетельствуют о том, что детям из более бедных семей гораздо лучше посещать ясли, чем оставаться дома с родителями, а исследования из Италии – что для детей из достаточно зажиточных семей лучше более индивидуальное воспитание родителями, бабушками с дедушками и нянями, а не ясли.

Так что родителям очень важно не забывать, что именно они играют наиболее важную роль в том, насколько успешными будут их дети. Заботиться об их образовании надо начинать не тогда, когда они приступают к подготовке к поступлению, а гораздо раньше, с самых что ни на есть пеленок. К тому моменту, когда гордые родители отправляют своих детей первый раз в первый класс, многие крайне важные навыки детей уже сформированы, и они будут оказывать влияние на их успехи в течение всей оставшейся жизни. А престижные школы и элитные вузы уже не смогут исправить недостаток внимания и огрехи воспитания родителей, бабушек, дедушек, нянь и воспитателей в дошкольные годы.

Автор — ректор Российской экономической школы