Слепое пятно в глазах государства

Антикризисная господдержка обошла стороной важнейший сектор экономики

Пандемия больно ударила по бизнесу. На передовой оказались пассажирские перевозки, туризм, рестораны, в целом сектор офлайн-услуг. От обвального падения спроса больше всего страдает малый и средний бизнес, не имеющий финансовой подушки безопасности. О нем в первую очередь заботятся правительства разных стран, соревнуясь в щедрости предоставляемой помощи.

Озаботились судьбой малого и среднего предпринимателя (МСП) и российские власти. Первый, уже объявленный пакет помощи выглядит не очень убедительно по сравнению с американским, китайским или европейскими. Заявления о расширении поддержки (в правительстве начали обсуждать помимо уже одобренных мер: снижение ставки страховых взносов, налоговые и кредитные каникулы, льготные займы и прямое субсидирование МСП) выглядят пока слишком декларативно. Однако политический вектор в направлении заботы о маленьких хотя бы обозначен.

Не забыты и большие: опубликован сильно распухший со времен предыдущего кризиса список системообразующих предприятий (всего более 600), о которых собирается печься государство. Среди критериев отбора – величина выручки более 10 млрд руб., число сотрудников более 4000.

Уже не маленький, пока не системный

Граница МСП в России пролегает на уровне 2 млрд руб. годовой выручки и 250 сотрудников. Возникает закономерный вопрос – а что, между большими и маленькими нет бизнеса, который нуждается в помощи и имеет важное значение для национальной экономики? 

Вопрос второй. Первым, хотя и не единственным, критерием для заветного списка системообразующих является технологический потенциал компании, «наличие перспективных и уникальных технологий, имеющих большое социальное значение». Если критерий рабочий, то почему в этот список попадает помимо российских госкорпораций (хотя к некоторым из них тоже возникают вопросы по части технологического потенциала) американская сеть ресторанов быстрого питания или известная российская букмекерская контора, а, например, инновационные лидеры отечественной фармацевтики, приступившие к разработке вакцины от коронавируса, – нет? 

Начну с первого вопроса. По оценке нашего института на основе данных СПАРК, в диапазоне от 2 млрд до 10 млрд руб. годовой выручки находится несколько тысяч компаний. С точки зрения российского законодательства они крупные, т. е. льготы МСП на них не распространяются. По мировым меркам они, конечно, ближе к МСП. Например, в Китае бизнес может считаться средним, если в нем менее 2000 занятых, а в США, хотя единого официально принятого критерия нет, эксперты чаще всего ориентируются на планку в $500 млн и 1000 занятых. Кстати, на днях управление малого (!) бизнеса США (Small Bussiness Administation) включило в антикризисные программы фирмы с числом сотрудников до 500 человек.

Даже в бюрократическом Евросоюзе планка МСП – 50 млн евро, что при сегодняшнем обменном курсе заметно превышает 4 млрд руб. – правда, Брюссель и ориентируется на число занятых в 250 сотрудников. Отдельные страны и национальные программы расширяют льготы МСП и на более крупные компании. В Германии в отдельных программах меры для МСП, особенно инновационных, распространяются на компании с числом сотрудников до 500, а принятая Финляндией 31 марта антикризисная программа распространяет меры поддержки МСП на фирмы с оборотом до 300 млн евро. Итак, граница МСП у нас занижена, из-за чего тысячи фирм, которые по мировым меркам затруднительно отнести к крупным, остаются без специальных мер поддержки.

Рост за счет инноваций

Теперь ко второму вопросу. Драйверами технологического и, шире, инновационного развития национальных экономик чаще всего оказываются МСП. Крупные компании, перешедшие из разряда предпринимательских фирм в разряд корпораций, часто поддерживают свой инновационный тонус за счет M&A или, что стало особенно популярно в последние годы, за счет сложных экосистем, в которых технологические МСП играют ключевую роль. Среди технологических МСП особенно выделяются фирмы, демонстрирующие быстрый рост за счет инновационных преимуществ, так называемые «техногазели», интерес к которым в последнее десятилетие стали проявлять не только исследователи и эксперты, но и политики. В российском изводе они в том числе наблюдались в рейтинге «Техуспех» и возникшем на его основе проекте Минэкономразвития «Национальные чемпионы». Суммарно это несколько сот компаний, занявших лидирующие позиции в своих рыночных нишах – в таких секторах, как электроника и приборостроение, фарма и биотех, химия и новые материалы. Порой речь о нишах глобального, а не российского рынка.

Любопытно, что «техногазели» эти появились на свет в основном в «лихие девяностые», основывали их, как правило, выходцы из ведущих советских научно-технических школ. За последнюю четверть века достаточно быстрого роста они выросли с нуля до годовой выручки, находящейся преимущественно в диапазоне 2-10 млрд руб. Это инновационные сливки того слоя среднего по мировым меркам бизнеса, который не замечает сегодня государство. Помощь им сегодня нужна не меньше, чем принявшим первый удар компаниям из секторов офлайн-услуг – они встроены в глобальные технологические цепочки, которые сегодня разорваны, девальвация привела к резкому удорожанию импортных комплектующих, без которых производство сложной высокотехнологической продукции зачастую невозможно. В условиях падения спроса они несут бремя высоких расходов на научные и конструкторские разработки, без которых не создашь инновационных продуктов, а финансирование их в условиях сжимающегося спроса и наступившего дефицита оборотных средств сильно затруднено (даже самый популярный и зарекомендовавший себя механизм выделения грантов на НИОКР – фонд Бортника – может работать только с малыми компаниями с оборотом до 800 млн руб.).  Наконец, они находятся в жесткой конкуренции за высококвалифицированные кадры, особо чувствительные к колебаниям конъюнктуры на рынке труда и востребованные глобальными конкурентами.

Газели начали спотыкаться

Приведем несколько примеров из разных высокотехнологических секторов. Лидер рынка противопожарной сигнализации «Аргус-спектр», который в последние две недели даже ввел ночные смены, так как поставляет технику в новые корпуса «Коммунарки» и других госпиталей, оборудованных для борьбы с эпидемией, говорит сегодня об угрозе остановки производства. Замершие кооперационные цепочки, острая нехватка оборотных средств и возросшее конкурентное давление со стороны американских и европейских производителей, оперативно получивших финансовую помощь от своих правительств, – всё это не дает возможности вести полноценную производственную деятельность.

Ведущий разработчик систем видеонаблюдения «Интеллектуальные системы безопасности» ожидает падения выручки на две трети из-за сворачивания инвестпрограмм своих основных покупателей. Торговые представительства компании, начавшие свою работу в 2019 г. в Арабских Эмиратах, Катаре и Вьетнаме, находятся в уязвимом положении из-за роста курса доллара. Компания вынуждена будет сократить расходы на эти представительства, что может повлечь проседание экспорта на азиатском и ближневосточном рынках.

Лидер рынка систем диагностики железнодорожных путей «Ифотранс» из-за секвестра расходов своего главного российского покупателя РЖД сообщает о том, что ожидавшееся во II квартале контрактование на 500 млн руб. сдвигается к концу года, а это как минимум четверть плановой  выручки на этот год. Усугубляет ситуацию то, что 60% комплектующих поступает из-за рубежа, найти поставщиков в России не удается, поэтому из-за скачка курса доллара происходит драматическое падение маржи по уже заключенным контрактам.

О разрывах цепочек поставок и значительном росте цен на зарубежные комплектующие говорит и лидер в производстве рентгеновского оборудования «Медицинские технологии», в компании ожидают при отсутствии внятной антикризисной политики со стороны государства падения объемов НИОКР и потери части квалифицированного персонала.

Проблема в том, что разрушение таких компаний имеет долговременный эффект: открыть новый ресторан или парикмахерскую можно довольно быстро, а воссоздать научную школу и вернуть лидерскую позицию в сложной наукоемкой нише – нет. Если мы не поддержим этот слой бизнеса сегодня, то окажется потерянной та четверть века, которую наши технологические предприниматели потратили на развитие своих сложных и уникальных компаний, а нашим корпорациям не удастся построить эффективные экосистемы.

Наши чиновники любят ссылаться на зарубежный опыт. Примеры поддержки «техногазелей» в «мирное» время можно найти в десятках стран, но вот одна из актуальных ссылок: 21 марта министерство науки и технологий КНР сообщило, что в ближайшие два года будет оказывать дополнительную финансовую, кадровую, административную и иную поддержку выдающимся научно-технологическим компаниям – китайским национальным чемпионам.

Автор – директор Института менеджмента инноваций ВШЭ