Много штрафов из ничего

Суды не ставят под сомнение данные видеонаблюдений, а людям не верят
Оснований ставить под сомнение достоверность сведений, полученных посредством электронного мониторинга, нет

За коронавирусный карантин московские власти совершили революцию в законодательстве об административных правонарушениях. Они бесконечно расширили состав административных правонарушений и одновременно сузили до нуля требования к доказательствам того, что гражданин совершил что-то противоправное.

Тысячи, если не десятки тысяч москвичей получили постановления об административных штрафах в 4000 руб. от Главного контрольного управления Москвы за выход из квартиры в период самоизоляции. Время выхода из квартиры ни в одном из постановлений не указано. Место, где находился гражданин за пределами квартиры, тоже не указано. Только дата и «факт нарушения режима самоизоляции (изоляции) на дому зафиксирован c применением технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации».

Когда люди стали через социальные сети сверять документы, выяснилось, что все штрафы разным людям за разные даты выписаны Главконтролем на основании одного и того же (!) сообщения об административном правонарушении департамента информационных технологий Москвы № 64-03-1654/20. Само это сообщение к постановлению о штрафе не приложено. Что именно в нем содержится, неизвестно. На просьбы предоставить его ни Главконтроль, ни департамент информационных технологий не отвечают.

Штрафы за якобы выход из квартиры получают и те, кто пользовался «Социальным мониторингом», и кто не пользовался, и даже контактировавшие с подозреваемым на коронавирус, которым постановление санитарного врача о самоизоляции разрешает выходить из квартиры в аптеки и магазины шаговой доступности.

Объединение административно-технологических инспекций Москвы внешне действует чуть более законно. Они штрафуют за выход из дома на основании фотографий камер на подъездах. Но фотографии к постановлениям о штрафе не прикладывают. Просто сообщают, что она есть, снята в такое-то время и гражданина на ней опознали.

Как показал опыт, судьям этого достаточно. Вот цитата из решения по одному из таких дел, где истец доказывал, что из дома не выходил, а технология распознавания лиц на подъездных камерах не сертифицирована и не может гарантировать точности: «Оснований ставить под сомнение достоверность сведений, полученных посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, не имеется».

В других регионах России за нарушение самоизоляции штрафуют тех, кого физически задержали где-то вне дома. В Москве же большинство оштрафованных сидели в квартирах. Просто к нарушению самоизоляции в Москве приравняли и неправильное пользование приложением к смартфону, и ошибки с оформлением цифровых пропусков (перепутал номер машины, забыл продлить), и зафиксированные электроникой факты нарушения режима самоизоляции без уточнения, что когда нарушено и что зафиксировано.

Точность геолокации в городских условиях – плюс-минус 100 м. Я пишу этот текст дома, а по данным моего смартфона – с автобусной остановки под окном.

Если распространить ноу-хау московских властей на другие сферы законодательства, штрафов можно собрать сколько угодно. Взять базу автовладельцев и разослать всем штраф за неправильную парковку в какой-то из дней месяц назад. Объявить, что нарушение зафиксировано электронным мониторингом, городским видеонаблюдением, техническими устройствами и программным обеспечением. Даже если автовладелец в этот день за руль не садился, в суде он ничего не докажет.