Метавселенные изменят российский бизнес

Как это будет происходить

Тема метавселенных стала популярной осенью этого года, когда Марк Цукерберг объявил о превращении Facebook в Meta. Для рынка это событие стало важным сигналом: крупнейший игрок подтвердил развитие нового формата цифрового взаимодействия между людьми. А значит, бизнес в России, как и во всем мире, будет инвестировать в создание собственных метавселенных и их последующую монетизацию.

Метавселенные стоит рассматривать как продолжение объективно существующих трендов. С одной стороны, тренда на создание дистанционных взаимодействий в условиях пандемии, ведь люди устали от разобщения и ограничений. С другой – это следствие стремления бизнеса развивать экосистемы и адаптировать под них операционные модели. С третьей – они являются логичным продолжением тренда цифровизации активов, когда любые права, ценные бумаги, произведения искусства и даже деньги переходят в цифровой формат.

Каждая метавселенная – это виртуальное пространство, время в котором непрерывно, как и в обычной жизни. Здесь могут быть дороги, автомобили, дома, торговые центры или фантастические миры. Люди выбирают цифровые аватары, которые общаются друг с другом «здесь и сейчас»: вместе отдыхают, гуляют, ходят за покупками и даже работают. Некоторые из метавселенных предполагают полное погружение в расширенную реальность при помощи 3D-очков, для других достаточно смартфона, ноутбука или игровой консоли. Количество участников, одновременно «населяющих» такое пространство, не ограничено.

Здесь есть и своя экономика – собственная валюта, которую можно получить за работу или потратить в магазине. Например, выбрать вместе с друзьями смартфон или кроссовки, которые привезет курьер уже в реальном мире. Для компаний именно здесь кроется одна из основных возможностей развития.

Метавселенные делятся на два типа: централизованные и децентрализованные. В первом случае всем управляет одна компания: она выпускает обновления, расширяет пространство и задает правила игры для других участников. Например, компания-владелец может создать улицу с магазинами и продавать на ней отдельные здания.

Пример централизованной метавселенной – игровая платформа Roblox, которая позволяет создавать собственные игры и виртуальные миры в широком спектре жанров. Ежемесячная аудитория этой площадки составляет около 202 млн игроков (треть из них – в США и Канаде, 29% – в Европе) и доступна рекламодателям – партнерам компании.

Децентрализованные метавселенные устроены иначе. Они создаются на базе технологий блокчейн и предполагают равные возможности для участников. Такие площадки гораздо более интересны для инвестиций, так как нет риска, что правила для участников изменятся. Но в них могут быть и свои минусы: например, метавселенная Decentraland, построенная на базе Ethereum, не может работать в странах, где запрещена криптовалюта (например, в Китае, Индонезии, Египте и др.). Впрочем, это не останавливает бизнес: в этом году компания Republic Realm заплатила рекордные $913 000 за участок виртуальной «земли» в Decentraland для строительства торгового центра. И суммы таких сделок будут расти.

Сейчас российский бизнес уже начал обдумывать, как же построить модель работы в этом новом коммуникационном пространстве. Пока выстраивается два основных канала развития.

Во-первых, метавселенные – это новое пространство для работы с клиентами. Здесь российские компании будут развивать как прямые каналы продаж, так и рекламную активность.

В частности, перед нами новый виток электронной коммерции: в ближайшем будущем метамагазины и метабанки могут стать таким же обычным явлением, как и интернет-магазины и мобильный банкинг сейчас. Они сочетают лучшее «из обоих миров». Для покупателя это возможность совершать покупки вместе с близкими, смотреть товар со всех сторон, обсуждать, изменять цвет и т. д. Для компаний же виртуальный магазин или банк менее затратен с точки зрения обслуживания и при этом может одновременно вмещать неограниченное количество посетителей.

Серьезные возможности открываются и в области рекламы. Первые рекламодатели в метавселенных получат особое внимание молодой платежеспособной аудитории, уставшей от информационного шума как в физических каналах, так и в интернете.

Второй сценарий применения метавселенных – создание для сотрудников внутрикорпоративных пространств, которые помогут решить коммуникационные проблемы удаленной работы, возникшие у российских компаний в последние два года.

В ближайшие несколько лет мы увидим новые метавселенные, выполненные на более высоком уровне с точки зрения как графики, так и функциональности. Какую бы роль (создателя метавселенной или участника) ни выбрал бизнес, именно первые компании этого нового рынка получат самые ощутимые преимущества и смогут быстрее накопить опыт и данные. Но именно на них ляжет и основной риск, поэтому нужно будет уделить особое внимание проработке стратегии и бизнес-модели.