Поймать единорога

На чем растет популярность инвестиций в финтех-стартапы

10 лет назад часто говорили, что банкам скоро придет конец и их бизнес полностью перейдет к прорывным технологическим компаниям. Высказывалось и противоположное мнение: банковское лобби обладает большой силой и не допустит такого развития событий. В итоге до недавних пор резких изменений на этом рынке не было. Венчурные капиталисты все эти 10 лет активно инвестировали в финтех-стартапы, которые сегодня по темпам роста бьют все рекорды.

При этом активный приток инвестиций в финтех происходит в последние 5–7 лет по мере роста количества поздних раундов финансирования. Если в 2010 г. инвестиции в финтех составили $1,7 млрд, в 2015-м – $26 млрд, то в 2021 г. – уже более $100 млрд.

Шесть финтех-единорогов 2021 г.

Посмотрим на шесть финтех-компаний, выделенных в обзоре TechCrunch, которые в этом году стали единорогами, и на объемы инвестиций, которые им удалось привлечь.

Mynt – филиппинский стартап, который занимается денежными переводами и кредитными продуктами. Его клиенты также получают доступ к услугам страхования, инвестирования и займов. Его основное направление – мобильный кошелек GCASH, которым на ноябрь 2021 г. пользуются порядка 48 млн человек. В прошлом году Mynt оценили в $2 млрд, и проекту удалось привлечь $300 млн инвестиций. Это первый в истории Филиппин стартап с оценкой выше $1 млрд.

Zilch – британский финтех, работающий по принципу «купи сейчас, заплати потом», т. е. в рассрочку. Этот стартап получил статус единорога после того, как ему удалось привлечь $110 млн и рыночная стоимость компании достигла $2 млрд. Zilch считается самым быстрорастущим финтехом в Европе.

Fundbox – кредитный стартап для малого бизнеса, основанный в Сан-Франциско. Компания активно применяет аналитику больших данных, что позволяет оптимизировать скоринг для малого бизнеса. В ноябре Fundbox поднял $100 млн инвестиций и был оценен в $1,1 млрд.

Wrapbook – фирма специализируется на расчете оплаты труда сотрудников кино, телевидения и коммерческих структур развлекательного сектора. В начале прошлого года стартап получил $27 млн инвестиций в раунде A, а в ноябре – $100 млн в раунде B, где его рыночную стоимость оценили в $1 млрд.

Thought Machine – лондонская платформа для облачного банкинга, которая привлекла в ноябре прошлого года $200 млн инвестиций, и рыночная стоимость стартапа превысила $1 млрд. Теперь фирма планирует международную экспансию и выход на IPO в ближайшие три года.

Slice – индийский стартап, запущенный в 2016 г., который позиционирует себя как лидер по выпуску кредитных карт в стране, эмитируя 200 000 таких карт ежемесячно. В ноябре 2021 г. компания получила $220 млн инвестиций и перешла в статус единорога с рыночной оценкой, превысившей $1 млрд.

Что повлияло на стремительное развитие финтеха

В пользу стремительного развития финтеха, которое мы наблюдаем, сыграл целый ряд факторов, на которые делали ставку венчурные инвесторы.

Увеличилось количество интернет-пользователей. В период с 2010 по 2021 г. интернет-аудитория выросла с 2 млрд до 5 млрд человек.

Вырос объем онлайн-торговли. За 10 лет электронная коммерция нарастила объемы с $0,35 трлн до $3,6 трлн. Это обеспечило и быстрый рост мобильных онлайн-платежей.

Сократился объем наличных денег в обороте. Новые технологии продолжают внедряться, а объем наличных денег – сокращаться. За минувшее десятилетие в США объем наличных в обороте сократился в 2 раза – до 28%. Развитые страны, такие как Япония, Корея, Сингапур, Америка и Англия, сократили оборот физических денег до 30%. В развивающихся странах (Мексика, Индия, Малайзия и Индонезия) наличные, напротив, составляют до 90% всего оборота, но там процесс только начался и есть огромный потенциал для развития безналичных платежей.

Значительно снизилась цена привлечения новых клиентов. Это ключевой фактор. Исторически расходы на привлечение клиентов на финансовые продукты были высокими и могли превышать $1000. Но сейчас все чаще появляются стартапы, выигрывающие именно за счет сокращения расходов на привлечение клиентов. Например, компании Square привлечение нового клиента обходится всего лишь в $20. Другой хороший пример – стартап по страхованию недвижимости KIN, который снизил расходы на привлечение клиентов в 4 раза по сравнению с конкурентами.

Что касается особенностей развития самих финтех-компаний, то из всей массы трендов, которые могут наблюдать и инвесторы, и простые пользователи, хотелось бы выделить следующие три фактора.

Первый фактор – сегментация аудитории и продуктового предложения стала более узкой и глубокой.

Классический банковский подход one-size-fits-all больше не работает. Сегодня предложение финансовых услуг увеличено и вширь, и вглубь. Большему количеству людей доступны и простые, и сложные финансовые продукты, которые ранее предлагались только состоятельным клиентам или крупным компаниям. Происходит это за счет фокусного таргетирования продукта на конкретные аудитории.

Вот примеры компаний разных стадий (от торгуемых на бирже до только что выпустившихся из акселератора), которые выросли на новых услугах.

Крупные компании, основанные более 10 лет назад:

– Square, США (капитализация $63 млрд), стартовала с решения для приема платежей для малого бизнеса с небольшим объемом транзакций, которые постоянно сталкивались с проблемой приема платежей с карт; системы стоили дорого, комиссии были высокие;

– Brex, США ($12 млрд), вышла на рынок с оригинальным продуктом – кредитные карты для стартапов, которые не могли получить их в обычных банках из-за отсутствия достаточного капитала и скоринговой истории.

Компании, основанные более пяти лет назад:

– Cashfree, Индия ($1 млрд), предложила простое решение по приему и ускорению проводок платежей для малых предпринимателей, которые ранее при оплате картой получали средства себе на счет спустя неделю; компания нарастила количество клиентов до 100 000, а объем транзакций – до $20 млрд в год всего за пять лет после запуска.

– KIN Insurance, США ($500 млн), калифорнийский стартап, который предложил своим клиентам честную и прозрачную модель ценообразования на страхование жилой недвижимости. Сервис, в основе которого лежит Big Data взамен данных, предоставленных локальными агентами по продаже страховок, дает более точную и прозрачную цену при более прогнозируемой дефолтности. Компания растет на 200% в год и имеет индекс потребительской лояльности 87 против среднерыночного в 42. При том что средний возраст компаний-конкурентов в сегменте страхования недвижимости составляет 107 лет.

– Ellevest, США ($350 млн), инвестиционная платформа, созданная специально для женщин, которые попадают в категорию не охваченных услугами по накоплению и управлению капиталом. Стартап вырос до 3 млн пользователей и $1,5 млрд активов под управлением, расходы на привлечение клиента не превышают $50.

Примеры совсем молодых компаний, запущенных в последние пару лет:

– Akudo, Индия. Стартап выпустился из Y Combinator только в 2021 г. и уже набрал 100 000 клиентов. Компания предлагает цифровой банкинг с фокусом на тинейджеров с элементами обучения ведению личных финансов.

– JAR, Индия. Молодой стартап набрал 500 000 клиентов в первые пару месяцев после запуска, предложив простой способ накопления средств, инвестируя в золото, которое так популярно в Индии. Приложение позволяет при ежедневных тратах автоматически округлять сумму расходов в большую сторону и дельту переводить на накопительный счет, автоматически инвестируя в золото. Минимальная инвестиция – 1 рупия (это примерно 1 руб.).

Второй фактор – искусственный интеллект и машинное обучение сегодня позволяют выводить на рынок новые финансовые продукты и сервисы за считанные дни и недели, а не за месяцы и годы.

AI-приложения охватят все уровни финансовых компаний, от фронт-энда до бэк-офиса. Клиенты получат персонализированные продукты, пользовательский интерфейс, аналитику и обслуживание, интеллектуальных чат-ботов и консультантов, различные рыночные трекеры, автоматические платежи, кредитные рейтинги на основе широкого объема данных (в том числе нефинансовых), аутентификацию по лицу или голосу и многое другое. Бэк-офис с использованием AI повысит операционную эффективность за счет автоматизации процессов и повышения качества человеческих решений. Ключевыми технологиями будут именно машинное обучение, в том числе компьютерное зрение, а также анализ больших и сложных наборов данных о клиентах в режиме реального времени.

В целом все финансовые сервисы будут стараться получить максимум за счет ранее недостаточно используемых данных о поведении клиентов.

Третий фактор – банковская инфраструктура теперь доступна широкому кругу клиентов по модели banking-as-a-service.

Помимо более узкого сегментирования клиентов и применения новейших технологий AI и ML для построения продуктов и работы с клиентами есть еще один важный элемент – это банковская инфраструктура.

Активное развитие подхода open banking, а также становление облачных вычислений в качестве стандарта для финансового сектора привели к развитию банковских платформ, которые предоставляют уже готовое решение по модели banking-as-a-service (BaaS). Хочешь запустить платежку, карточки, лендинг – бери готовый банк в клауде и запускай. Весь процессинг и другие элементы инфраструктуры становятся «коммодити».

Компания Plaid – лучший пример того, как реализуется модель open banking на практике. Платформа компании является унифицированным банковским API и позволяет сторонним участникам подключаться и работать с вашими счетами.

Компания Solarisbank представляет европейский BaaS, выросший до 650 сотрудников и работающий в пяти странах. Кстати, почти полностью построен на решении Amazon Web Services.

Компания Decentro выпустилась из Y Combinator в 2020 г. и предложила рынку унифицированную банковскую платформу, которая упрощает интеграцию с платежными сервисами, банками и другими звеньями. На базе такой платформы можно быстро запустить и открытие счетов, и карточки, и выдачу займов, и другие услуги. За год объем транзакций в месяц вырос до $150 млн.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить, что инвесторов в финтех ожидают высокие доходности в ближайшие 10 лет. Ведь из $100 трлн суммарной капитализации фондового рынка капитализация финансового сектора составляет не менее $10 трлн. А весь публичный финтех без учета Visa и Mastercard сегодня не превышает и $1 трлн. Пространства для роста более чем достаточно.