Локализация против импортозамещения

Если крупные вендоры вернутся в РФ, им не удастся возвратить свою долю рынка полностью

Импортозамещение, согласно российским законам, предписано правительственным организациям всех уровней, от федерального до муниципального, оборонным и силовым ведомствам, а также ряду компаний с государственным участием. Полное импортозамещение на данный момент остается для них стратегической целью, так как реализовать его только исходя из имеющихся в России разработок нельзя. Например, предназначенные для импортозамещения операционные системы BaseALT, Astra или Rosa основаны на ядре Linux. Хотя это платформа с открытым исходным кодом, но все-таки она западная. Законодательно доля российского ПО в инфраструктуре госструктур четко зафиксирована, и она не равняется 100% – сегодня это только 30–50% в зависимости от компании.

Попытки реализовать импортозамещение на национальном уровне предпринимали, например, в Германии, но их нельзя назвать успешными. Больших результатов добился Китай. Во многом успех зависит от воли руководства, ресурсов, интеллектуального капитала страны.

Конечная цель импортозамещения – это безопасность и защита данных. Национальные приоритеты в замещении импорта стоят выше экономических, имиджевых и каких-либо других. Поэтому для бизнеса этот подход пока не актуален: работают другие правила игры.

Главное отличие локализации

Локализация IT-инфраструктуры – это ее обособление, отделение от глобальной, т. е. обеспечение автономности работы предприятия. До недавних событий локализация бизнес совершенно не волновала. Компании строили IT-инфраструктуру, исходя из задач, финансовых ресурсов, показателей отказоустойчивости и надежности решений. В целом они руководствовались типичной бизнес-логикой.

Именно санкции, закрытие границ, сбои в цепочках поставок и работе систем платежей сделали потребность в локализации IT-инфраструктуры массовой. Процесс затронул не только подразделения международных компаний, которые по понятным причинам лишились связи с центром, в том числе инфраструктурной и сервисной. Точно так же российский бизнес столкнулся с тем, что часть IT-инфраструктуры стало просто невозможно использовать. Самый типичный пример – ПО Oracle. Во всех этих случаях нужна локализация, т. е. пересборка инфраструктуры исходя из того, что компании доступно сейчас.

Нужно ли менять всё

Импортозамещение и локализацию путают, поэтому зачастую предполагают, что при локализации также нужно выбирать только российский софт и оборудование. Это не так. Да, западные продукты и решения оказались недоступны, но, во-первых, есть продукты open-source, т. е. решения с открытым кодом, на которые санкции не распространяются. Это целая индустрия, которая развивалась десятилетия: существуют платформы с открытым кодом, не просто равные вендорским продуктам, но и превосходящие их.

Во-вторых, в странах Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки также ведутся разработки и эти страны могут быть потенциальными поставщиками IT-продуктов. Достаточно привести в пример Китай, Израиль или Индию – дружественные по отношению к России страны. Поэтому выбор при локализации очень широк и фактически ограничен только задачами и бюджетом компании. Замене подлежат продукты только тех вендоров, кто ушел или готовится покинуть российский рынок, а оставшимися продуктами можно и нужно продолжать пользоваться. Хотя все западные продукты остаются в зоне риска.

Локализуем правильно

У каждой компании свой уникальный сценарий локализации. Поэтому любой проект начинается с обследования, чтобы выяснить, какие у бизнеса есть требования к IT-сервисам и насколько они удовлетворены. Когда определены потребности, специалисты составляют карту закрывающих их продуктов. Для каких-то целей компания может продолжать использовать имеющееся ПО, для других – выбрать новый российский продукт вместо западного, для прочих мы вообще предложим несколько решений. Выбор делает клиент, исходя из предпочтений, стоимости и других факторов. Но все-таки акцент делается именно на соотношении цена/качество, а страна происхождения при принятии решения роли не играет.

В коммерческой индустрии локализация может стать жизненной необходимостью, как происходит сейчас. Но импортозамещение вряд ли будет выбором бизнеса, потому что его модель противоречит законам, по которым живет свободный рынок. Продукт, который поставляется во многие страны и за которым стоят тысячи часов разработки, всегда будет сильнее по объективным причинам. И бизнес будет голосовать деньгами за лучшее решение, так как в этом его выгода.

Преодоление зависимости

Локализация – это ответ на конкретные вызовы рынка, которые встали перед нами сейчас. Сегодня уходит один поставщик, завтра – другой. Нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому компаниям не стоит ставить перед собой цель локализовать всё. Вчера никто не думал, что Microsoft может исчезнуть из нашей жизни, а сейчас мы все оказались поставлены перед фактом.

Поэтому, когда локализация случится, трендом на долгие годы станет диверсификация. Гораздо важнее добиваться такой гибкости IT-инфраструктуры, когда все ее компоненты легко заменимы. В этом состоит истинное преодоление технологической зависимости. Тогда, как бы ни повернулась ситуация в мире, для компании это не будет шоком. У нее уже будет ресурсная карта, опыт, когда вместо недостающего звена IT-инфраструктуры просто добавляется новое. И никакого коллапса бизнеса, остановки процессов и денежных потерь не случается.

В будущем, даже если крупные вендоры вернутся, они попадут в совершенно другое поле конкуренции со множеством альтернатив. Им не удастся вернуть свою долю рынка полностью. Бизнес обязательно сделает выводы, а российские поставщики окажутся в выигрыше, и это правильно.