Как разблокировать активы в европейских депозитариях

Но владельцам, скорее всего, придется пройти непростую процедуру KYC

Еврокомиссия смягчила финансовые санкции в отношении российского Национального расчетного депозитария (НРД), позволив собственным контрагентам проводить с ним операции при выполнении нескольких условий. В целом это позволяет российским инвесторам надеяться на разблокировку их замороженных активов вроде средств в биржевых фондах российских провайдеров. Но для этого им, скорее всего, придется пройти непростую процедуру KYC.

После начала СВО многие российские инвесторы лишились возможности управлять своими активами, цепочка хранения которых шла через зарубежные депозитарии, такие как Euroclear и Clearstream. В частности, под заморозку подпали биржевые фонды (БПИФ/ETF), которые часто использовались относительно консервативными инвесторами для привязки долей своих портфелей к широким и специфическим зарубежным биржевым индексам вроде S&P 500, NASDAQ, STOXX 600 и т. д.

3 июня ЕС ввел полноценные блокирующие санкции против НРД, чем, по сути, полностью разорвал депозитарную цепочку. Но в середине августа Еврокомиссия смягчила санкционные условия: европейские контрагенты могут проводить операции с НРД, если последний не получает от этого экономической выгоды, и в то же время операции должны быть согласованы с регуляторами стран, где зарегистрированы контрагенты НРД. Если с первым все, в принципе, понятно, то второе, по сути, означает получение специальных лицензий и раскрытие конечных бенефициаров. Последнее нужно для того, чтобы среди владельцев долей в фондах не оказалось лиц, подпавших под персональные санкции, для этого каждому, кто надеется разблокировать свои активы (даже на условные $10), придется пройти процедуру KYC (Know Your Customer).

Некоторые российские провайдеры уже начали открыто говорить о своих дальнейших намерениях. Например, группа FinEx (по некоторым оценкам, в ее фондах и застряло больше всего денег российских инвесторов) заявила о намерении получить заключение бельгийского минфина (там находится штаб-квартира Euroclear) о том, что участие авторизованных владельцев акций фондов группы не нарушает санкционных законов. Причем FinEx сделает это параллельно с подачей аналогичного заявления самим НРД. В результате группа должна снова получить право проводить расчеты в НРД для несанкционных лиц, переводить бумаги в Euroclear и гасить их там через стандартную процедуру.

Многие эксперты оптимистично смотрят на процесс восстановления отношений между депозитариями и провайдерами фондов. Но не стоит забывать, что ряд сложностей, из-за которых частные инвесторы еще не скоро смогут распорядиться своими деньгами, все же сохраняются.

Во-первых, разблокировка фондов зависит не только от бельгийского депозитария: условие получения лицензий у регуляторов подразумевает и другие страны, где такие активы могут храниться на разных этапах сделки, это могут быть и Германия, и Великобритания, и США – практически любые западные финансовые центры. Вдобавок при разблокировке активов должны быть понятны контрагенты, и в зависимости от их количества верификация каждого из них может затянуться на годы.

Кроме того, никто не гарантирует, что сам факт подачи заявления от частного лица обязательно приведет к разморозке акций фондов. Уже сейчас известно, что российские инвесторы подали несколько сотен заявлений, из которых единицы получили положительный ответ. Причем мы сомневаемся, что подавляющее большинство этих заявлений готовилось «на коленке», наверняка в их подготовке участвовали профильные юристы, собравшие полный пакет необходимых документов по каждому отдельному случаю. И скорее всего, там идет речь о значительных суммах, исчисляющихся миллионами и десятками миллионов долларов.

Проблемой на пути к разблокировке активов может стать и источник доходов каждого конкретного лица. Любой регулятор в нынешней ситуации, несмотря на видимое охлаждение в сфере международных финансовых отношений, может посчитать достаточным поводом для отказа профессиональную принадлежность человека к подсанкционной компании из РФ. Даже если владелец акций не является лицом, принимающим решения, а принадлежит к группе линейного персонала, ему все равно придется доказывать условному бельгийскому минфину, что он там просто работает. А это, само собой, может оказаться настолько сложно и дорого, что инвестору будет легче просто смириться с тем, что он «подарил» фондовому рынку свои акции ETF на $400.

Несмотря на сложности, есть некоторая вероятность, что даже владельцы самых маленьких долей в фондах все же смогут вернуть свои деньги, но тут им придется смириться с весьма значительным дисконтом. Вполне возможно, что наиболее компромиссным для всех станет вариант продажи их долей более крупным владельцам таких ценных бумаг на внебиржевом рынке. Им, уже прошедшим KYC, будет проще погасить их крупными объемами и тем самым отбить в том числе затраты на прохождение этой процедуры. Вполне возможно, что именно в эту сторону движется российский рынок, – недавно стало известно, что брокеры готовы выкупать заблокированные активы.

С другой стороны, некоторые провайдеры фондов пошли другим путем: тот же «Тинькофф» просто выкупил заблокированные бумаги своего биржевого фонда и возобновил торги ими на биржевом рынке. Другой достаточно известный брокер с заблокированными активами, по некоторой информации, сейчас и вовсе продается, и, что будет с его замороженными фондами, предсказать пока невозможно.

Учитывая все сложности и нюансы, частным инвесторам можно посоветовать следующее. Во-первых, держите руку на пульсе и следите за повесткой – вполне возможно, что в ближайшее время появятся альтернативные варианты для разблокировки или продажи таких активов. Во-вторых, не принимайте поспешных решений и просчитывайте максимально широкий круг вариантов – в противном случае можно окончательно потерять свои активы.

Третье и самое главное – рассмотрите вариант привлечения профессионального финансового советника. Профессионалы рынка точно не упустят открывшееся окно возможностей с выгодным способом разблокировать или продать такие активы. Кроме того, они помогут вам не стать жертвой мошенников – учитывая колоссальный объем зависших в разных активах средств, мы ожидаем, что в ближайшее время на рынке появятся нелегальные схемы по отъему активов доверчивых инвесторов.