Крах чилийской утопии

Чилийские избиратели отвергли проект новой конституции, удивительной по содержанию

Принятие новой конституции – важнейший проект президента Борича и поддерживающих его левых сил. Действующий основной закон не устраивает левый политический сектор прежде всего тем, что он принят при диктатуре Пиночета.

Проект конституции, предложенный чилийцам, производит странное впечатление. В нем, например, куда-то исчезло определение Чили как демократического государства, а также понятие «чилийцы»: вместо него Чили определялась как страна 11 наций. Зато появилась статья о гендерном паритете, согласно которой женщины должны составлять 50% работников всех государственных и частных (!) организаций. Это, конечно, очень толерантно и политкорректно, но вряд ли могла вдохновить избирателей перспектива того, что, например, на шахтах или в дорожном строительстве половина рабочих будет прекрасного пола.

Проект предлагал широчайшую автономию для коренных народов – с квотами в парламенте и собственными законами. Это превратило бы часть национальной территории в гигантские резервации и нарушило бы равенство чилийцев перед законом. Если в прошлом коренные народы подвергались дискриминации, то теперь они (менее 10% населения) превратились бы в привилегированную группу. Если сейчас, при юридическом равенстве испаноязычных чилийцев и коренных жителей (в основном индейцы-мапуче), отношения между ними достаточно напряженные, то наделение последних особыми правами непременно вызовет ужесточение конфликтов.

Проект также предполагал запрещение добычи полезных ископаемых на большей части территории страны – ради сохранения природы и обеспечения прав коренного населения на собственные земли. При том что экономика Чили зависит от экспорта меди, лития и йода гораздо больше, чем, например, Россия – от экспорта нефти и газа, подобные планы не могли не напугать чилийцев.

Как и статья, закрепляющая неограниченное право на забастовку: латиноамериканские страны, включая Чили, хорошо знают, что такое забастовочный террор, когда профсоюзы останавливают работу и парализуют жизнь страны по любому поводу и без такового. Там прекрасно помнят забастовки студентов и ожесточенные столкновения в 2019–1920 гг., устроенные ими по сомнительным поводам.

Закрепление в конституции права на работу, еду, воду, социальную помощь, адекватное жилье и даже доступ в интернет – это заставляет вспомнить о «государствах всеобщего благосостояния» скандинавского типа. Но хотя Чили и является одной из самых благополучных стран Латинской Америки, ВВП на душу населения там $16 000, в то время как в «государствах всеобщего благополучия» – $93 000 в Швейцарии, $82 000 в Норвегии и $67 000 в Дании. При этом в Скандинавии право на еду и воду реализуется, но на работу и особенно «адекватное жилье» – далеко не всегда. А при чилийском уровне доходов подобные обещания – явная демагогия.

В проекте содержались совершенно непонятные и заведомо невыполнимые статьи, такие как право каждого чилийца на «полноценное питание» и даже «нейроразнообразие» (?!).

Пункт, объявляющий обязанностью правительства Чили борьбу с глобальным потеплением, наверняка вызвал у избирателей недоумение. 16-миллионная страна, занимающая 41-е место в мире по объему ВВП, заносит в конституцию обязанность правительства решать главную мировую проблему...

И совсем интересно наделение юридическими правами природы. Тут чилийским избирателям наверняка хотелось бы знать, кто будет выступать от имени природы и на каком основании. От имени Бога выступают священнослужители; может быть, появится новая каста служителей природы?

$16 000

Состовляет ВВП на душу населения в Чили, при этом она является одной из самых благополучных стран Латинской Америки

Принятие новой конституции означало бы резкое увеличение государственных расходов при не менее резком сокращении налогооблагаемой базы из-за запретов на добычу полезных ископаемых. Но чилийцев должна была насторожить не только проблематичность правоприменения новой конституции. Огромный текст (388 статей на 170 страницах) заставляет предположить, что его сочиняли люди, не знакомые с юриспруденцией и попытавшиеся вставить в него политически выгодные для них положения.

Впрочем, это неудивительно: разработкой новой конституции занималось Конституционное собрание. В нем заседали преимущественно молодые люди – такие же, как президент Борич, выходцы из студенческого протестного движения. Никакого опыта практической работы у них не было, и они разрабатывали основной закон, исходя из собственных (часто довольно путаных) политических взглядов и представлений (часто не очень грамотных) о принципах права, экономике и социальной политике. Отсюда и «нейроразнообразие»...

Президент Борич и его правительство, равно как и Конституционное собрание, пока не сумели стать серьезными, профессиональными политиками. Они все еще группа относительно молодых идеалистов, недостаточно разбирающихся в политике, экономике и социальной сфере. Стоит ли удивляться, что Конституционное собрание не справилось с возложенной на него задачей?

Провал конституционной реформы – тяжелый удар по правительству Борича. Поскольку это был в большой степени его личный проект, и сам президент, и наблюдатели расценили голосование «против» как сигнал о разочаровании, посланный чилийским обществом главе государства.

Борич признал поражение на референдуме, но отказываться от принятия новой конституции не намерен. Теперь ее текст будет переработан и вновь предложен избирателям. Эксперты полагают, что в новом составе Конституционного собрания будет меньше бывших протестных лидеров и больше представителей традиционных партий, имеющих юридическое образование и политический опыт. Новый проект, без «11 наций», «прав природы» и «нейроразнообразия» и, желательно, сокращенный раза в три, может быть, завоюет симпатии чилийцев. Но только если к новому голосованию правительству удастся урегулировать конфликт в Араукании, снизить уровень преступности и инфляции.