Ситуация в Афганистане накаляется

«Талибану» угрожает раскол с отделением радикальных группировок

Несколько дней назад официальный представитель режима талибов Забихулла Муджахид объяснял афганскому телеканалу TOLO News, почему за год с лишним «Талибан» (признан террористической организацией и запрещен в РФ) так и не сформировал правительство. По его словам, формирование кабинета откладывается до тех времен, когда будет достигнута «большая стабильность», принята конституция, создан национальный совет и вернутся афганцы, покинувшие страну.

Выглядит это странно. Талибы убеждают мир, что в Афганистане все спокойно, приглашают инвесторов прийти в процветающее под их руководством государство, но вдруг признают, что все не так гладко. Насчет конституции еще непонятнее. В сентябре заместитель министра юстиции Абдул Карим Хайдар утверждал, что Афганистану вообще не нужна конституция. «В каждой исламской стране великий Коран, Сунна Пророка и исламская юриспруденция в целом и в деталях являются основой и текстом конституции этой страны», – говорил он. Правда, каким образом использовать священные тексты в вопросах управления, замминистра не пояснил.

То, как будет формироваться национальный совет, талибы так и не объяснили, о каких-либо выборах не заявляли.

Одновременно с разъяснениями Муджахида с собственным заявлением на ту же тему выступил сам мулла Хайбатулла Ахундзада, лидер «Талибана» (что тоже странно – два высокопоставленных руководителя высказываются на одну тему, причем их мнения не совпадают). Он заявил, что талибы установят в Афганистане «чисто исламскую систему». Из этого можно сделать вывод, что никакая конституция принята не будет и национальный совет не будет созван, поскольку в священных книгах ничего об этом не сказано.

Остается предположить, что «Талибан» не формирует правительство, потому что сформировать его не дает и внутренний разлад среди руководства «Талибана».

Заявления лидера талибов были сделаны вскоре после встречи делегации талибов с заместителем директора ЦРУ США в Катаре. Похоже, что талибам в очередной раз дали понять, что без обещанных уступок по правам женщин, национальных и религиозных меньшинств им не стоит ждать ни признания, ни размораживания активов. И обиженные талибы решили говорить правду: в Афганистане будет «чисто исламская система» без всяких школ для девочек, инклюзивного правительства и прочих прав человека.

Тем временем ситуация в Афганистане накаляется. Нападение на учебный центр «Кадж», в ходе которого погибли 56 учениц-хазареек, привело к массовым выступлениям с требованиями положить конец «геноциду хазарейцев». В протестах участвуют не только хазарейцы, но и пуштуны, таджики и узбеки. Протестуют женщины: на них не действуют угрозы, избиения, стрельба над головами демонстранток и аресты активисток. В сети развернулась кампания в «Твиттере» в защиту хазарейцев: хештег #StopHazarGenocide собрал более 11 млн просмотров.

Можно ли назвать убийство хазарейских учениц в Кабуле геноцидом – вопрос, может быть, и спорный. Но отрицание талибами вины за случившееся (они твердят, что «лозунг о геноциде – это заговор врагов») настораживает. Тем более что преследование хазареек подтверждается многочисленными примерами. «Положение хазареек просто ужасно. Участились случаи насилия и грубого обращения с ними. Отравленным студенткам не предоставили лечения. Врачам указали, что отравившихся нельзя лечить, они должны оставаться в том же состоянии», – сообщает агентство «Шафакна».

Таким образом, талибы, несмотря на все миролюбивые заявления, продолжают преследование хазарейцев – шиитского меньшинства, отличающегося от пуштунов религией и расовыми чертами. Продолжается террор и в отношении таджиков в Панджшерской долине, где не стихают бои талибов с отрядами сил сопротивления.

Недовольство распространяется и среди узбеков, причем даже тех, кто годами воевал на стороне талибов. Известный талибский командир, узбек Салахуддин Аюби, захвативший президентский дворец в Кабуле в августе 2021 г., заявил о разрыве с движением. Он выразил протест против «неравноправия тюрок» и заявил, что требует фундаментальных реформ, включая инклюзивное правительство, образование для девочек и права женщин.

Набирает обороты и деятельность антиталибских организаций среди пуштунов. 15 октября десятки политических эмигрантов, в основном члены правительств Хамида Карзая и Ашрафа Гани, заявили о создании Движения за национальный мир и справедливость.

Не подтверждаются и заверения «Талибана» в разрыве отношений с иностранными террористами. В конце сентября газета «8 Собх» сообщила, что талибы перебросили 16 членов руководства иностранных террористических группировок на границы Таджикистана и Узбекистана, и эту информацию подтвердили в МВД Таджикистана. Среди них – Хаджи Фуркан, лидер Исламского движения Восточного Туркестана (признано террористическим и запрещено в РФ), маулави Ибрагим, глава «Джамаате Ансаруллах» (признано террористическим и запрещено в РФ) из Таджикистана, шейх Закир, глава Исламского движения Узбекистана (признано террористическим и запрещено в РФ), и Абдулхак Уйгури, глава отделения «Аль-Каиды» (признана террористической организацией и запрещена в РФ). Они отправились к границе после встречи с Сираджуддином Хаккани, министром внутренних дел правительства талибов. Таким образом, «Талибан» (во всяком случае, его часть в лице «Сети Хаккани» (террористическая и запрещенная в РФ организация) способствует проникновению терроризма в Центральную Азию и нарушает все обещания, данные ООН.

На этом фоне «Талибан» занимается и привычными делами: преследует женщин и нацменьшинства, воюет с партизанами, избивает людей за бритье бород и слушание музыки. То, что две трети населения голодает и экономика стоит, их, похоже, волнует мало.

Или, вероятно, «Талибан» просто не знает, что со всем этим делать, поэтому и продолжает привычную, но бесполезную и в перспективе опасную для него самого деятельность.

Недавно США и Великобритания заявили, что не будут оказывать помощь антиталибским движениям, что уменьшает вероятность новой гражданской войны в ближайшее время. Но «Талибану» угрожает другая опасность – внутренний раскол, отделение радикальных группировок вроде «Сети Хаккани». И фактическое отделение национальных окраин. По крайней мере, на данный момент «Талибан» не имеет ресурсов для того, чтобы переломить эти тенденции.