Виртуальная республика может поссорить Азербайджан с Турцией

Что стоит за проектом Гёйча (Севан)-Зангезурской Турецкой Республики Западного Азербайджана

В сентябре в Анкаре открылось представительство виртуальной Гёйча (Севан)-Зангезурской Турецкой Республики Западного Азербайджана (ГЗТРЗА). Это проект государства азербайджанцев, проживавших на территории Армении в Зангезуре и на озере Севан (азерб. Гёйча) до начала карабахского конфликта. Авторы проекта заявляют, что государство будет находиться в конфедеративных отношениях с Арменией.

Появление проекта азербайджанского государства на территории Армении не удивляет. Таким образом Баку создает противовес армянским претензиям на Нагорный Карабах и обосновывает собственные территориальные претензии к Армении. Они могут быть использованы как минимум в качестве дополнительного рычага давления на Ереван в споре за Карабах, а как максимум – для аннексии части армянской территории.

Эту карту официальный Баку разыгрывает давно, утверждая, что большая часть современной территории Армении – это исторические азербайджанские земли. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил 10 декабря 2020 г. во время парада в Баку в честь победы Азербайджана в карабахской войне, что Зангезурский, Гейчинский и Иреванский районы Армении являются «историческими землями Азербайджана».

Разумеется, в Армении создание «республики» спровоцировало очередные обвинения в адрес Азербайджана в территориальных претензиях. По мнению армянской общественности, этим шагом Азербайджан открыто признает, что намерен занять не только Карабах и создать подконтрольный Зангезурский коридор, но и захватить территорию Армении.

Но представляется, что история с ГЗТРЗА не так проста. В частности, она вызвала в Азербайджане настоящий взрыв негодования. Большинство СМИ, а они там либо официальные, либо полностью лояльные власти, запестрели заголовками типа: «Чьей авантюрой является Гёйча-Зангезурская республика?». 20 сентября представители бывшей азербайджанской общины Армении резко выступили с протестом против инициативы ГЗТРЗА, назвав ее авантюрой и провокацией. Провокатором и авантюристом назывался и главный инициатор ГЗТРЗА Ризван Талыбов, он же «президент» республики, ранее уже пытавшийся провозгласить Иревано-Тюркскую республику.

Причин этому несколько. В частности, в названии виртуальной республики присутствует определение «турецкая». Хотя азербайджанцы близкородственны туркам, единым народом с ними они все-таки себя не считают (в частности, большинство азербайджанцев – шииты, турки же преимущественно сунниты). Более того: «вице-президентом» «республики» провозглашен некто Мехмет Али Арслан – провинциальный турецкий политик из города Батмана. На церемонии открытия «представительства» в Анкаре он заявил: «С 1918 г. по наши дни, в течение 100 лет, захваченные земли на территории Османской империи как меч застряли в нашей груди. Сегодня мы его вынимаем, чтобы никогда больше не возвращаться к той темной странице истории». Иными словами, «вице-президент» объявил территории Зангезура и окрестности озера Севан отторгнутыми землями Турции, а не Азербайджана.

Мехмет Али Арслан вообще очень активен. В частности, он подписал соглашение с иракцем Мамустой Али Бапиром, лидером Партии справедливости Курдистана – фактическим филиалом правящей в Турции Партии справедливости и развития. Заметим: первый международный договор – не с какими-нибудь азербайджанскими структурами, например иранскими, а с протурецкой и проэрдогановской группировкой в Ираке, не имеющей никакого отношения к Закавказью с его проблемами, но очень интересной Анкаре.

Бакинская власть активно использует тему азербайджанских беженцев из Армении, но она не настолько близорука, чтобы делать ставку на каких-то самодеятельных «республиканцев», выдвигающих не согласованные с нею проекты. Ведь в Иране живет до 30 млн азербайджанцев со своими проблемами, и Баку хотелось бы, чтобы они считали именно Республику Азербайджан своим национальным государством, а не какую-нибудь местную «республику». То же самое и в отношении Грузии, приграничные районы которой заселены азербайджанцами, и российского Дагестана, где существует крупная азербайджанская община.

Надо учитывать, что отношения между Турцией и Азербайджаном, при всей их близости и внешней теплоте, далеко не простые. Военная помощь Турции, сыгравшая решающую роль в победе азербайджанской армии в Карабахе в 2020 г., большая экономическая и важная дипломатическая помощь Турции Азербайджану сделали отношения двух тюркских государств не вполне равноправными.

В Турции отношения с Азербайджаном определяют как Iki devlet – bir millet, т. е. «два государства – один народ» и всерьез обсуждают, когда на замену придет bir millet – bir devlet («одно государство – один народ»). Азербайджан поставляет нефть и газ на внешние рынки в основном через Турцию, что привязывает экономики двух стран друг к другу. Армия Азербайджана реформируется под турецкие стандарты, образование в Азербайджане развивается также по стандартам «старшего брата». Недавно стало известно об интеграции турецкого портала электронного правительства e-devlet с азербайджанским порталом e-gov. Даже водительские права Турции и Азербайджана теперь единое целое: граждане Азербайджана могут получать водительские права в турецких госорганах, а турецкие граждане – в азербайджанских.

Учитывая несопоставимые масштабы двух стран (население Турции – 83 млн, Азербайджана – 10 млн) и абсолютное превосходство Турции в экономическом и военном плане, Азербайджану угрожает полная зависимость, наподобие марионеточной Турецкой республики Северного Кипра, а в перспективе и поглощение. Тем более что уже сейчас Турция не всегда проявляет деликатность по отношению к «младшему брату». В частности, амбициозный турецкий проект использования воды реки Куры, по мнению азербайджанских экспертов, лишит Азербайджан большей части водных ресурсов.

Ильхам Алиев и азербайджанская элита в целом понимают, что турецкая «мягкая сила» в перспективе направлена на поглощение Азербайджана Турцией. И это ей нравиться не может, поскольку единая страна – это единая элита. Грамотная, многочисленная и искушенная в политике и экономике турецкая верхушка просто проглотит азербайджанских коллег, в лучшем случае сделав их второстепенными исполнителями в госструктурах и компаниях единой тюркской державы. Поэтому именно теперь, после решения первоочередной политической задачи, подчинения Нагорного Карабаха, у Баку появились мотивы притормозить процессы сближения с важным, но слишком уж могучим союзником. Который, глядишь, просто задушит в объятиях.

Эти опасения Баку прекрасно понимают в Анкаре. Поэтому, скорее всего, и появляются проекты наподобие ГЗТРЗА, призванные показать «младшим братьям», что найти управу на их капризы нетрудно. Проект малобюджетный, прикрыть его можно в один момент, зато шума от него много, а Баку становится понятно, что армянские земли могут отойти не к Азербайджану, а непосредственно к «старшему брату». И задуматься над тем, стоит ли лишний раз сердить Анкару.