Наука и экономика как единое целое

Чтобы стать высокотехнологичной державой, мы обязаны избавиться от стереотипов мышления и поведения

В условиях фактически открытого геополитического противостояния нашей страны со странами «объединенного Запада» все более очевидным становится необходимость передачи правительству ведущей роли в управлении ключевыми процессами развития не только экономики, но и общества.

Россия обладает уникальным природным и интеллектуальным капиталом, реализовать который возможно, лишь создав благоприятную среду для появления в нашей стране плеяды высококвалифицированных ученых и инженеров. А точнее – возродив эту среду. Ведь всего несколько десятилетий назад именно наши талантливые ученые двигали вперед отечественную (да и мировую) науку. Благодаря их самоотверженной работе страна смогла не только подняться из руин, но и превратиться в одну из ведущих и сильнейших мировых держав.

Первым шагом на пути к возрождению должно стать осознание масштаба проблемы и ее характера. Она не является ни научной, ни технологической. Ее корни – в самом нашем обществе, в его отношении к системе образования. У большинства абитуриентов (а впоследствии и студентов) изначальным приоритетом является не дальнейший профессиональный рост, а поиск наиболее легкого жизненного пути. В результате подавляющее число молодых людей выбирают в качестве программы обучения бакалавриат, а не специалитет. В Горном университете 60% против 40%, но в целом по стране цифры гораздо более удручающие. В итоге мы наблюдаем острейший и продолжительный дефицит компетентных кадров – ключевого условия экономического, технологического и инновационного развития страны.

Последние 30 лет мы формируем альтернативную политическую и экономическую среду, базирующуюся на новых, рыночных отношениях в обществе. Провозглашаемая цель – превращение России в высокотехнологическую мировую державу за счет экономики знаний. При этом, выбирая методологию ее достижения, правительство раньше, а зачастую и сейчас продолжает уповать на «западные лекала» в отношении развития науки и образования, в то время как эта система уже неоднократно доказала свою несостоятельность применительно к российским реалиям. В итоге главные конкурентные преимущества отечественной экономики – минерально-сырьевой, природный, а также интеллектуальный потенциал – все эти годы работают на исчерпание.

В этом и заключается суть «западной» ловушки для нашей экономики. Навязывание России двухуровневой системы высшего образования, вполне пригодной для гуманитариев, но очевидно неприемлемой для технических вузов, было направлено на количественное и качественное сокращение в нашей стране числа инженеров и ученых, что привело к зависимости от иностранных специалистов и инноваций.

Мы обязаны стать ведущим участником международного рынка высоких технологий. Но для этого нам жизненно необходимо реформировать наше общество, изменить менталитет граждан. Необходимо существенно преобразовать образовательную и научную среду, объединив эти процессы в единое целое, что будет содействовать появлению выдающихся ученых, способных не только к академическим открытиям, но и к внедрению инноваций в реальное производство.

Наше правительство неустанно говорит о необходимости технологического развития страны, выделяет огромные средства на работу технопарков, разнообразных фондов для поддержки научных исследований. Тема активно поддерживается СМИ, и в результате общество ожидает вот-вот увидеть эффект от всех этих усилий, который выразился бы в существенном экономическом росте и повышении качества жизни. Но, к удивлению общественности, этого не происходит. Причина понятна: к сожалению, «инновации по приказу» не могут превратить нашу страну в глобального технологического лидера, а удел пионера в относительно малых научных направлениях для нас недостаточен. Осознавая свой потенциал и историю отечественных научных достижений, Россия не готова довольствоваться ролью аутсайдера.

Но если подход правительства не изменится, период возрождения отечественной науки займет слишком много времени, а результата придется ждать очень долго. За это время мировая экономика уйдет в своем развитии далеко вперед, и даже при сравнительно успешных итогах нашей нынешней политики в сфере развития науки и образования мы останемся страной, догоняющей по большинству основных направлений.

Избежать этого сценария возможно, только интенсифицировав процесс генерации новых профильных научных знаний. Это возможно лишь в том случае, если правительство возьмет на себя миссию регулятора, станет центром принятия решений, способствующих развитию наиболее важных отраслей народного хозяйства, поставит перед учеными и бизнесом конкретные задачи и мобилизует общество на их решение. Такой подход позволит России не только отстоять свое право называться сверхдержавой, но и создаст задел для дальнейшего развития.