Эфиопия на краю

Церковный раскол может взорвать ситуацию в самой близкой России стране Африки

22 января в эфиопской провинции Оромия три архиерея из народа оромо без согласия патриарха и синода ЭПЦ рукоположили 26 новых епископов, заявив о создании альтернативного синода. Свои действия раскольники объяснили тем, что доминирующие в ЭПЦ священнослужители из народа амхара подвергают оромо дискриминации.

Синод ЭПЦ отлучил бунтарей от церкви, но конфликт разделил низовые общины: в районах, населенных оромо, начались кровопролитные столкновения. Правительство штата Оромия поддержало раскольников: там начались репрессии против сторонников единой церкви. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али (сам этнический оромо) поначалу пытался уговорить патриарха Абуну Матиаса признать альтернативные церковные органы. Но патриарх и синод наотрез отказались, их позиция такова: отдельная церковь Оромии была бы создана на этнической основе, а это противоречит духу христианства. Это стало бы прецедентом для дальнейшего дробления ЭПЦ.

Почему эти события важны для нас? Роль церкви в истории Эфиопии, ее политике и обыденной жизни трудно переоценить. Фактически история страны началась с ее крещения (а Эфиопия – наряду с Арменией – старейшее христианское государство в мире). Более 1500 лет Эфиопия была своеобразной православной крепостью, осажденной арабскими странами, Османской империей, а позже католиками (португальцами и итальянцами) и протестантами англичанами.

Этот образ родины как неприступной горной крепости и оплота древневосточного православия прочно сидит в национальном сознании эфиопов. Хотя сегодня к ЭПЦ принадлежит лишь около половины граждан страны, церковь остается фундаментом государственности Эфиопии. Ее распад или ослабление поставит под вопрос существование этой многонациональной страны.

Современная Эфиопия – федерация штатов, созданных по этническому принципу и обладающих широчайшей автономией. Отношения между ее основными народами далеки от идиллии, центральная власть в стране остается непрочной. Любой сильный толчок (а раскол ЭПЦ стал бы очень сильным толчком) просто рассыпал бы государственную конструкцию, и без того ставшую хрупкой в последние годы.

Кровопролитная война с мятежной провинцией Тыграй длилась два года и закончилась только в прошлом ноябре – «вничью». Статус провинции и взаимоотношения ее руководства с Аддис-Абебой остаются нерешенными. Еще хуже то, что конфликт между правящим в регионе Народным фронтом освобождения Тыграя и федеральным правительством приобрел межнациональный характер. Тыграи зверствовали против амхара и афаров, которые поддерживали центр; недисциплинированные ополчения этих народов отвечали тыграям тем же. Тыграи и амхара – православные, конфликт между ними уже ставил под вопрос единство ЭПЦ. Важнейшей для сохранения страны стала лояльность Аддис-Абебе народа оромо.

Это крупнейший этнос Эфиопии, а территория штата Оромия делит страну на две части. Часть оромо исповедуют ислам, часть – православие, есть и приверженцы католицизма и протестантизма. В ходе тыграйской войны отряды сепаратистов оромо выступили на стороне тыграев, в какой-то момент даже создав угрозу военного захвата столицы страны. Но значительная часть оромо сохранила лояльность федеральному правительству.

Столкновения на религиозной почве грозили разрушить это шаткое равновесие. И в январе церковный конфликт в Оромии едва не привел страну к новой гражданской войне. Эфиопия – светская республика, властям вмешиваться в церковные дела не к лицу. Но в этот раз пришлось. Тяжкие переговоры между премьер-министром, патриархом, администрацией Оромии и мятежными священниками увенчались успехом только к середине февраля. Было объявлено, что руководители бунта покаялись и примирились с церковью. Бывшие раскольники восстановлены в прежних должностях, проведенные ими назначения аннулированы. Арестованные властями Оромии сторонники единства ЭПЦ вышли на свободу.

Сейчас много говорят и пишут о возвращении России в Африку. Для этого процесса Эфиопия, наш давний партнер в регионе, – ключевая страна. Контакты Российской империи с Абиссинией (прежнее название Эфиопии) начались еще в XIX в., когда на Черном континенте еще не было современных государств и полным ходом шла его колонизация европейскими державами. Россия помогала негусу негести (царю царей) Абиссинии отстоять независимость и вернуть отпавшие окраинные территории, российские офицеры строили здесь современную армию.

В 1935 г. СССР резко выступил против итальянской агрессии против Эфиопии. Последний негус негести Хайле Селассие за участие во Второй мировой войне на стороне антигитлеровской коалиции был награжден советским орденом Суворова. В 1959 г. эфиопского монарха наградила и Русская православная церковь, что было в советское время явлением уникальным. Этот потомок царя Соломона получил орден Святого князя Владимира 1-й степени.

В социалистический период Эфиопии (1976–1991 гг.) СССР построил в стране крупный НПЗ, ГЭС и тракторный завод, было подготовлено несколько тысяч местных специалистов. Эфиопия была единственной страной Черной Африки, которой СССР оказывал прямую военную помощь. Советские моряки и морские пехотинцы в 1978–1991 гг. неоднократно вступали в бой с эритрейскими сепаратистами.

120-миллионная Эфиопия сегодня привлекает внимание инвесторов из Китая, Индии, Саудовской Аравии. Но и перспективы для российского бизнеса остаются значительными. С 1990-х гг. российские компании вкладывали средства в разработку газоконденсатных месторождений в Эфиопии, построили завод по производству каустической соды. Хотя объем торговли между нашими странами невелик, динамика впечатляет: в 2021 г. товарооборот России с Эфиопией вырос на 359,2%, причем рост российского экспорта составил 633%. 63% экспорта России составляют продукты питания (в основном зерно), 30% – машины и оборудование. Значительная часть вооружений и транспортного парка Эфиопии – еще советская техника, что также сохраняет потенциал для работы в этом регионе (хотя конкурировать с китайцами в Африке нелегко).

Призрак новой гражданской войны и раскола Эфиопии сейчас отступил. Премьер Абий Ахмед заявил: «Церковь останется единой вплоть до пришествия Жениха». Но, по сути, назревший конфликт просто заморозили, как до этого войну с провинцией Тыграй. Синод ЭПЦ лишь заявил, что в Оромии и других провинциях юга «будет расширено употребление местных языков в богослужениях».

Исчезновение с карты мира древнейшей из существующих стран Африки и старейшего христианского государства все еще угроза. Распад большой страны будет означать новые войны из-за ресурсов и новых границ и, как следствие, голод, разруху и миллионы беженцев. Все это убийственно для экономического развития Африки в целом. И плохо для партнеров Эфиопии, в том числе и России.