Согласен, но не подпишу

Что дали переговоры между Белградом и Приштиной

В македонском Охриде поздно вечером 18 марта завершился второй раунд нового цикла переговоров между официальным Белградом и руководством временной администрации Косова в Приштине. Стороны объявили о достижении «некоторых» договоренностей, но ситуация остается крайне запутанной. Белград будто бы тянет время.

Сербия утратила фактический контроль над Косовом после бомбардировок НАТО 1999 г.; в 2008 г. в одностороннем порядке была провозглашена независимость края. В то же время в Косове осталось сербское меньшинство, проживающее как в анклавах на всей территории края, так и компактной общиной в северных районах под частичным контролем Белграда.

Обострение кризиса началось летом прошлого года после некоторых технических решений властей в Приштине, ограничивающих права косовских сербов. Вмешательство Евросоюза и США позволило избежать открытого столкновения сторон и запустило новый цикл переговоров, целью которых теперь провозглашается окончательная нормализация отношений, а на языке косовских и западных официальных лиц – «взаимное признание». В мировой практике обычно не ставится вопрос о признании сепаратистским регионом субъектности «материнского» государства, но Косово во многих отношениях стало полем для экспериментов. С самого начала западные страны настаивали на том, что Косово – исключительный случай и не может служить прецедентом для других мировых кризисов.

В конце 2022 г. был представлен новый французско-немецкий план нормализации отношений между Белградом и Приштиной. В этом документе, среди прочего, указано, что стороны взаимно признают документы и национальные символы, обмениваются постоянными миссиями, а Сербия обязуется не препятствовать заявкам Косова на вступление в международные организации. Считается, что проект соглашения основан на тексте Основополагающего договора между ГДР и ФРГ, когда между двумя частями разделенной Германии были установлены дипломатические отношения. Посредники настаивают, что в случае Сербии и так называемого Косова речь идет о признании де-факто без признания де-юре, но на практике разница между двумя категориями условна.

По итогам первого раунда переговоров, состоявшегося 27 февраля, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что стороны утвердили текст плана нормализации. Некоторые положения этого плана прямо нарушают красные линии, которые президент Сербии Александр Вучич обозначил в переговорах с Приштиной: Белград не признает независимость Косова и не допустит его включения в состав ООН и других международных организаций. Но это не помешало сторонам формально одобрить проект соглашения без каких-либо изменений.

На контекст переговоров влияет и то, что уже есть подписанное в 2013 г. Брюссельское соглашение, согласно которому Приштина обязалась создать Сообщество сербских муниципалитетов (сербскую автономию). Но премьер Косова Альбин Курти открыто отказывается выполнять это требование и стремится повторно включить его в повестку переговоров. Позиция Белграда заключается в том, что подписанное ранее должно быть выполнено без дополнительных условий.

18 марта, на следующем раунде, стороны обсуждали план имплементации европейского предложения. Выпущенный по итогам документ не отличается детальностью. Во-первых, в тексте указано, что стороны выражают полное согласие с исходным текстом соглашения. Во-вторых, Приштина немедленно начинает процесс организации институтов местного самоуправления для косовских сербов. А последующие шаги будут определены специальной комиссией.

Принципиальный момент заключается в том, что Александр Вучич отказался что-либо подписывать, опираясь на Венскую конвенцию о праве международных договоров, где указано: для договоренностей с не имеющими полноценной международной субъектности государствами достаточно устного согласия.

В Приштине итоги переговоров воспринимают как поражение: Альбин Курти обещал подписать финальное соглашение о «взаимном признании» с Сербией, но получил план с неясным будущим и подтверждение обязательств по созданию сербской автономии. В Сербии, впрочем, переговоры победой тоже не считают.

Албанская сторона и западные наблюдатели говорят о неконструктивности позиции Белграда. В случае какого-либо открытого столкновения вина автоматически будет возложена на Сербию именно из-за отсутствия подписи Вучича на обоих документах. А внутренние оппоненты обвиняют Александра Вучича в том, что он все же дал принципиальное согласие на выполнение европейского плана и не добился изъятия из него пунктов, противоречащих конституции страны и изначально обозначенных как красные линии.

Процесс постконфликтного урегулирования косовского кризиса был выведен за рамки ООН в 2010 г. и с тех пор координируется Евросоюзом как часть повестки евроинтеграции Сербии. Представители американской администрации формально в переговорах участвуют в качестве наблюдателей, а Россия после вывода своих миротворцев из Косова в 2003 г. окончательно отстранена от решения кризиса. Власти Сербии в вопросе защиты территориальной целостности вынуждены обращаться к посредничеству западных стран.

Драматургия переговоров между Белградом и Приштиной при посредничестве Евросоюза заключена в фатальном противоречии: западные страны будут неизбежно подталкивать Сербию к новым уступкам, которые в конечном счете, как прямо заявляется, должны привести к признанию независимости Косова. Но Белград нуждается в этих переговорах, потому что отказ от них означал бы предоставление косовским албанцам полной свободы действий по решению «сербского вопроса» в крае. Сербия может рассчитывать только на оттягивание момента признания поражения.

Символический отказ ставить подпись стал своеобразным маневром Вучича в ситуации цугцванга и как будто позволил выиграть время: есть основания полагать, что реализация плана займет годы, тогда как международный контекст стремительно меняется. Тем не менее риски новой эскалации сохраняются.