Третий глаз учителя

Как искусственный интеллект освобождает преподавателя от рутинной нагрузки

Фантасты XX в. полагали, что искусственный разум станет помощником человека, не больше. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, и т. д. Но сейчас нарастает массовый страх, что искусственный интеллект (ИИ) просто вытеснит человека. Робот лишит работы таксистов и художников, сам будет писать заметки в газету... А использование ИИ в оружейных системах уже заставляет вспомнить «Терминатора» и SkyNet.

Впрочем, в образовании – и конкретно в образовательных технологиях (EdTech) – ИИ сейчас используется в полном соответствии с заветами Айзека Азимова и его коллег. Глобальный рынок ИИ в EdTech по итогам 2022 г. оценивался в $2,1 млрд. До 2030 г. он будет прирастать на 36% ежегодно – такой прогноз дают аналитики PSMarketResearch. И, как отмечают аналитики, самый большой спрос сегодня наблюдается на ИИ-решения, выполняющие административные задачи и улучшающие связь учитель – ученик.

Голову дома не забыл

Сейчас ИИ прежде всего – ассистент для учителя, снимающий с него часть рутинной нагрузки. Например, голосовой помощник онлайн-школы репетиторов «Учи.Дома» напоминает ученикам и их родителям о запланированных занятиях, при необходимости вносит изменения в расписание занятий, отвечает на вопросы родителей по организации процесса обучения и даже помогает учителю настроить оборудование перед уроком. А чат-бот Duolingo распознает речь ученика при тренировке произношения иностранных слов и корректирует ошибки (впрочем, напоминать о занятиях Duolingo тоже умеет).

Как показал недавний эксперимент преподавателя НИУ ВШЭ Александра Варнавского, чат-бот способен уговорить выполнить задание в срок около 30% студентов. Причем более частые напоминания эффективнее, даже если сами студенты считают их назойливыми. В рамках эксперимента чат-бот не только напоминал обучающимся о том, что им нужно сделать, но и периодически спрашивал, сколько источников они просмотрели, сколько страниц написали и т. д.

Одна только проверка домашнего задания отнимает у педагогов около 20% рабочего времени. А мобильное приложение для проверки заданий Gradescope помогает учителям выставлять оценки по разным предметам, детально отмечая в программном проекте или цифровом тексте, где и какие ошибки допущены.

Развитие виртуальных ассистентов педагога может продолжиться и благодаря новым нейросетевым языковым моделям. Набирающая популярность технология ChatGPT способна лаконично ответить на вопрос или решить простую задачу. В школе программирования Elbrus Bootcamp студенты, если у них возникают трудности с кодом, прежде чем обратиться к преподавателю, пробуют справиться с помощью ChatGPT. Правда, для проверки технических заданий и вступительных экзаменов ChatGPT пока не применяется – со студентами общается живой преподаватель с большим опытом в разработке.

Звонок для учителя

Одно из важных преимуществ ИИ, на котором фокусируется все больше EdTech-компаний, – возможность составлять и адаптировать образовательный план под конкретного ученика. На начальном этапе обучения система учитывает в основном запросы и общие вводные – например, уровень подготовки, предыдущие достижения, трудности, с которыми учащийся сталкивался ранее. Дальше по мере накопления данных о прохождении заданий и уровне вовлеченности ИИ формирует более персональную и точную программу и постоянно видоизменяет ее под пользователя. Чем лучше структурирован предмет, тем выше результативность ИИ в персонализации программы, поэтому на максимуме технология работает для математики, физики и других точных наук.

Например, на платформе «Учи.ру» алгоритмы оценивают темп выполнения заданий и ошибки в них и в зависимости от этого подбирают уровень сложности следующих заданий. А платформа Carnegie Learning в режиме реального времени собирает информацию о прогрессе учеников в классе, выполняющих задания на компьютерах, и сообщает ее преподавателю, и тот может оперативно скорректировать работу. Современные модели ИИ также могут быть использованы в качестве генераторов новых заданий и ответов к ним, таким образом у студента исчезает возможность списать, поскольку задание индивидуально и сгенерировано автоматически.

Сбор информации о том, как именно каждый пользователь выполняет задачи, нужен и разработчикам продукта, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше. Какие темы стоит развивать, а с какими ученики и так легко справляются, поэтому заострять внимание не обязательно. Это не отменяет глубинных исследований и тестов – просто идет в плюс проекту. Благодаря ИИ создатели EdTech-продукта могут получить подсказку, какие задачи составлены некорректно или какие вопросы сформулированы слишком обтекаемо, из-за чего ученики неверно отвечают. Так работает ИИ в проекте «01Математика», предлагающем подготовку к ЕГЭ и помощь в обучении для школьников 4–11-го классов. Похожий алгоритм реализован и в Coursera: ИИ отслеживает, на какие вопросы пользователи часто дают неправильные ответы, и передает информацию создателям курса для изменения формулировок или углубленной проработки темы. Многие образовательные платформы используют ИИ, чтобы проводить комплексный анализ тысяч отзывов, выделять из них ключевые моменты, смотреть на соотношение положительных и отрицательных комментариев и т. д.

Описанные функции ИИ могут быть полезны не только в проектах коммерческих компаний. Правда, сейчас далеко не все школы и университеты цифровизованы, есть проблемы с доступностью компьютеров, качеством интернет-покрытия. Тем не менее возникают ИИ-инициативы и от самих образовательных учреждений, и от властей. Например, АНО «Платформа НТИ» сообщила, что с февраля 2023 г. в группе государственных школ России сочинения по русскому, литературе, истории и обществознанию в пилотном режиме начала проверять нейросеть. С высокой вероятностью в ближайшие годы мы всё чаще будем видеть применение ИИ в государственном образовании.