«Д’Артаньян. Три мушкетера»: звездное братство

В прокат вышла истинно французская версия легендарного текста

«Д’Артаньян. Три мушкетера» Мартена Бурбулона – истинно французская версия легендарного текста. Критики Александра Дюма-старшего обвиняли его в неуважении к исторической правде. Но он и не скрывал того, что обычно использовал историю лишь «как гвоздь, на который вешал свою картину».

Так же поступают Мартен Бурбулон и его сценаристы. Д’Артаньян в начале романа, конечно, забавней и наивней, чем серьезный, хотя и нелепый герой Франсуа Сивиля, который буквально воскресает в первых кадрах, чтобы вершить не возмездие – но справедливость. Месье Бонасье вовсе исчез. Его очаровательная хитроумная жена превратилась в незамужнюю и простодушную Констанцию, героиня Лины Худри – милейшая муза огненного гасконца, вдохновляющая его на подвиги. Авторы досочинили и грандиозный политический заговор, связанный с войной конфессий, и теракт против царствующих персон.

Главные герои здесь значительно старше литературных прототипов. И прежде всего Д’Артаньян. Пылкий бесстрашный 18-летний провинциал, собиравшийся с наскока взять Париж, превратился в бравого провинциала, для которого благородство и честь столь же бесценны, как мужская дружба, о которой он мечтает. И хотя он еще только кандидат в мушкетеры, союз четверки в фильме – товарищество равных. Впрочем, даже дружбу здесь приобретают с помощью храбрости и шпаги. Что же говорить о любви? Д’Артаньян не раздумывая готов умереть, спасая молодую женщину от похищения, Анну Австрийскую – от западни, родную Францию – от происков коварных недругов. Разумеется, с помощью королевских мушкетеров Атоса, Портоса и Арамиса.

/ Canal+

Временами кажется, что авторам не хватило хронометража для более ясного и прозрачного сюжета, хрестоматийная и тем не менее восхитительная – как любимая сказка – история с подвесками королевы, которые необходимо вернуть к венчанию брата короля, тонет в кутерьме событий и политических интриг. Рождение благородной фронды, которая формируется вокруг престола, затяжное противостояние протестантов и католиков, изнутри раскачивающее и королевство, и стройные ряды мушкетеров из роты де Тревиля, подпольные интриги Ришелье, пытающегося скомпрометировать мушкетеров. Среди этих многочисленных сюжетов несложно заблудиться.

Вместе с тем режиссеру удается стряхнуть музейную пыль с нарядной классики, приближая ее к бедам и проблемам нынешнего непредсказуемого мира. При этом сохранить дух романа, в котором всего вдоволь: дружбы и вражды, верности и вероломства, мужества и трусости, вина и хорошей еды, любви и ненависти.

Новая экранизация с помощью аскетичного сурового стиля, подвижной камеры, нервного монтажа преображает хрестоматийный литературный текст в «достоверные события». Будто так все и было – под этим стальным небом, в мрачном мире старой и не слишком доброй Франции, подернутой патиной. Живая камера вторгается не только в действие, но и оказывается в центре жестоких боев, далеких от романтических представлений о галантности мушкетерских поединков: клинки и шпаги беспощадно вспарывают тела гвардейцев, да и мушкетеров не минуют увечья.

Пространство действия простирается от Луврской галереи до Букингемского дворца, от трущоб Парижа – до осады Ла-Рошели... Этому разобщенному религиозными войнами и угрозой британского вторжения королевству просто не выжить без геройства мушкетеров, готовых к ежечасному подвигу ради величия Франции. А пространство жанровых пристрастий Бурбулона простирается от триллера, вестерна до романтичной истории. И оперный, бесконечно долгий поцелуй Д’Артаньяна и Констанции в минуту роковую для королевы, ждущей спасительных подвесок, тому свидетельство.

/ Canal+

Главный козырь новой мушкетерской саги – воистину звездный кастинг. Пострадавший от любви Атос – Венсан Кассель, обольстительный, хотя и немного увядший Арамис – Ромен Дюрис, весельчак Портос – Пио Мармаи. Заметим, что и при скудном материале, который им дает сценарий, – все они герои, все они поэты из плоти и крови. Пыльные, грязные куртки, камзолы, плащи не похожи на маскарадные костюмы, в которые обычно рядят мушкетеров. Небритые, усталые от бесконечных боев герои скорее напоминают картины Месонье или даже ковбоев классических вестернов. Портосу ради внезапного боя с Д’Артаньяном даже приходится прервать трапезу. Немыслимо!

Франсуа Сивиль при своей богатой фильмографии явно проигрывает в популярности звездным партнерам. И в этом тоже есть свой резон, храбрый провинциал-инкогнито лишь постепенно становится своим среди любимцев Франции, да и называет он себя Шарлем д’Артаньяном, что отсылает нас к реальному прототипу литературного Д’Артаньяна – Шарлю де Бацу де Каслмору. Луи Гаррель играет мягкотелого Людовика XIII, которому тоскливо и тесно в кабале этикета, регламента – он скучает по живым чувствам. Ветреная и в то же время добродетельная королева Анна, забывшая о запрете на личные пристрастия, – многоликая Вики Крипс.

И наконец, главная фам-фаталь и колдунья европейского кино Ева Грин. Миледи де Винтер скрывается под широкополыми шляпами, надвинутыми на глаза капюшонами, карнавальными арлекинскими масками. Магнетичная вероломная интриганка неуловима и деятельна, ее объятия стоят беспечному герцогу Бэкингему не только потери бесценного подарка королевы, но и угрозы новой войны.

«Три мушкетера. Д’Артаньян» – потенциальный локомотив французского кино. Фильм с большим по европейским меркам бюджетом (примерно $70 млн) вслед за крупными блокбастерами «Астерикс и Обеликс», «Граф Монте-Кристо» призван вернуть ушедших во времена глобальной пандемии зрителей в кинотеатры. И продюсеры Pathe вроде бы постарались максимально учесть зрительский запрос: звезды, битвы, любовь... даже любовь к сериалам, Дюма и писал роман для журнала, как сериал, – фрагментами. «Д’Артаньян. Три мушкетера» – первая часть диптиха. Вторая – «Три мушкетера – Миледи» выйдет в декабре 2023-го.