Бизнес идет в Арктику

Предприниматели все активнее присматриваются к новым площадками поближе к Севморпути

В конце марта президент России Владимир Путин одобрил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, где Арктика выделяется в ключевое направление приложения усилий и точку сосредоточения стратегических интересов нашей страны.

Курс России на Арктику был дальновидно провозглашен задолго до нынешней ситуации, характеризующейся беспрецедентным санкционным давлением на нашу страну, разрывом традиционных экономических связей и нарушением логистических цепочек. Мы оказались готовыми к этому. Ведь импульс к развитию Севера был дан Владимиром Путиным еще в 2020 г., когда была утверждена Стратегия развития Арктики до 2035 г.

В новых обстоятельствах стратегически важное значение получает Северный морской путь (СМП) – единственная морская транспортная артерия, которая на всем своем протяжении проходит по нашим территориальным водам. Эта трасса в 3 раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион.

СМП исторически начинался в Архангельской области. И сегодня регион играет одну из ключевых ролей в реализации комплексного плана развития СМП до 2035 г., особенно в силу изменившихся геополитических и экономических условий. Архангельский морской порт имеет возможность получить новые силы, новый статус. Последние два года растет объем перевалки грузов, это уже более 6,5 млн т в год, и эксперты сулят дальнейший рост. А самое главное, что «транспортный перегрев» Поморью, в отличие от многих других, еще долго не грозит. Уже существующие мощности позволяют порту перерабатывать до 11 млн т грузов ежегодно.

Утвержденный правительством России план развития СМП предполагает рост грузопотока с 47 млн т в 2023 г. до 238 млн в 2035 г. Рост грузовой базы будет обеспечен новыми проектами добычи полезных ископаемых на арктических территориях, строительством транспортной инфраструктуры, в том числе модернизацией и строительством новых портов и терминалов. Также в этом году должен быть утвержден комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 г., в котором будет закреплено положение Архангельска как важнейшего арктического порта – за счет модернизации существующей инфраструктуры, а самое главное – строительства нового глубоководного портового района мощностью более 30 млн т грузов в год.

Еще более широкие перспективы для развития российской экономики открывает дальнейшее развитие производства в Арктическом регионе. Пример – судостроение и судоремонт. Отечественные суда, которые раньше обслуживались в иностранных портах, возвращаются из-за санкций на российские верфи. На судоремонтных предприятиях Архангельской области, к примеру, плановый ремонт судов уже расписан до 2025 г. Спрос вырос в 2,5 раза – сегодня здесь в течение года ремонтируется около 60 судов. Вместе с тем с учетом количества судозаходов потенциал судоремонтных предприятий Архангельской области можно увеличить в 5 раз: мы могли бы ремонтировать и обслуживать больше 300 судов.

Возрождение, ускоренное строительство и модернизация судоремонтной инфраструктуры являются принципиально важным вопросом. Учитывая длительный инвестиционный цикл для таких производств, без государственной поддержки закрыть существующую потребность в доковом ремонте арктического флота будет невозможно. Сейчас прорабатывается очень своевременное решение о нулевой ставке НДС для судоремонтных заводов. Законопроект, где обязательным условием для снижения налоговой ставки предлагается обязательное инвестирование в собственное развитие не менее 20% выручки на протяжении семи лет, был принят Госдумой в первом чтении и сейчас находится на доработке в правительстве. Принятие нулевого НДС и разработка соответствующих программ несомненно даст свой положительный эффект в модернизации производственных мощностей.

>30 трлн руб.

составит общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 г.

Еще одним перспективным инструментом для привлечения инвесторов в Арктический регион могут стать индустриальные парки и технопарки. На фоне принятых программ и специальных преференциальных режимов развития Арктики заметно увеличилось количество запросов на локализацию производств и открытие предприятий в регионе. Бизнес чувствует перспективы Арктики и верит, что Россия добьется здесь больших успехов – и политических, и экономических. Только за последнее время Архангельской областью получено более 80 таких заявок, это ажиотажный спрос. Отвечая на это, сегодня правительство Архангельской области совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики прорабатывает возможность создания в Архангельской области регионального индустриального парка общей площадью 33 га.

Также планируется создание в Поморье территории опережающего социально-экономического развития. Инвесторам может быть предложено более 60 вариантов участков, и почти половина из них расположены в арктической зоне, где возможно получение земель без торгов, а также предоставление существенных налоговых льгот. 13 апреля эти инициативы обсуждали на заседании президиума госкомиссии по развитию Арктики, которое прошло в Архангельске под руководством вице-премьера Юрия Трутнева.

Перечисленное лишний раз подтверждает, что Арктический регион сегодня – центр опережающего промышленного и экономического роста России. «Приземление» и практическая реализация всех предложенных на федеральном уровне проектов и инструментов развития российской Арктики – ключевая задача для руководства всех арктических регионов на ближайшие годы. Арктическая зона России – это девять регионов, 28% территории страны, где проживает 2,6 млн человек (больше половины населения мировой Арктики). Благодаря принимаемым мерам вклад «арктической экономики» в ВВП России может и должен вырасти в ближайшие 10 лет минимум в 3 раза. Общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 г. составит более 30 трлн руб., прирост налоговых поступлений – 13 трлн.